?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вечно опаздывая

Наше время - сейчас
Император Нерон Клавдий Цезарь (с)

Вчера в школе у сына в преддверие 23 февраля устроили праздник с командными конкурсами. Наши начинающие подростки (4й класс) приложили к мероприятию свои навыки саботажа, что бывает с подростками, если попытаться осчастливить их насильно. За это их пропесочили в лучших традициях советской школы: “нельзя предавать свою команду”, “а вот если бы была война…” и т.д. Сын не расстроился, он уже начал потихоньку соображать, где проходит грань адекватности нашего педагога. Плюс я ему ещё регулярно докладываю, что происходит в головах взрослых.

Учительница у нас пожилая, теоретически могла бы и меня учить. Задумался, что каждое поколение готовит детей не к тому миру, в котором будут жить дети, а к тому, в котором жили они сами.

Вспоминая своё воспитание от деда с бабушкой, я прихожу к выводу, что меня учили жить в концлагере или на оккупированной территории. Причём не столько в материальном смысле, сколько в социальном. Терпи, не выделялся, будешь иди против большинства - не выживешь, выполняй все правила, супротив должностного лица ты никто, ни директор ни милиция тебе ничем не обязаны, решай свои проблемы сам, приспосабливайся как можешь. И да, ведь был исторический период, когда умение так жить сильно помогало выживанию. Когда вражда с соседями могла привести к доносу. Когда внимание вышестоящего было скорее опасно, чем полезно. Но я это время не застал, хотя и был зачем-то тщательно к нему подготовлен.

Или вот. Деньги не имели ценности по сравнению со связями. Платёжеспособность бессмысленна в условиях тотального дефицита. И тем более, когда больших денег нет ни у кого. Куда ценнее знать нужных людей, достать, обменяться. А потом 90е, дикий капитализм, слом парадигмы, когда деньги внезапно обрели немеренную ценность. Те, кто вырос с это время вкладывают в детей карьеризм, толкают в “перспективные” профессии, прививают голод к роскоши. И зря, их дети не будут жить в 90е. Сейчас другой мир.

Хуже всего, что ошибки понятны только в ретроспективе. Я вижу, каков мир сейчас и понимаю, что в раннем детстве скармливал сыну откровенно бесполезные мантры. Как именно я ошибаюсь в настоящем времени понять гораздо труднее. А уж подготовить детей к их реальному будущему, наверное, вообще мало кому под силу.

Но ведь как-то живём уже столько поколений? Авось и в этот раз всё получится.

Comments

( 80 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
radugaw
Feb. 23rd, 2019 02:32 pm (UTC)
Позитивный прогноз! Хотя бы и относительно)
mozgosteb
Feb. 23rd, 2019 03:24 pm (UTC)
Отсутствие новостей - хорошая новость)
k_medvezhonkina
Feb. 23rd, 2019 02:38 pm (UTC)
"Наши начинающие подростки (4й класс) приложили к мероприятию свои навыки саботажа, что бывает с подростками, если попытаться осчастливить их насильно"
Молодцы! У нас не было такой возможности, сам коллектив бы задавил сопротивление, мне кажется. Были одиночные выступления гиперактивных берсерков, порицались публично. )
mozgosteb
Feb. 23rd, 2019 03:29 pm (UTC)
Любой ребёнок естественным образом учится саботажу, кмк. Разница в смелости использования навыка))
(no subject) - k_medvezhonkina - Feb. 23rd, 2019 03:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Feb. 23rd, 2019 04:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - k_medvezhonkina - Feb. 23rd, 2019 04:44 pm (UTC) - Expand
platonicus
Feb. 23rd, 2019 02:44 pm (UTC)
Да, я как-то тоже сформулировал: "Последнее поколение, готовившее детей примерно к той жизни, которая тем предстояла, умерло в конце XVIII века".
talgaton
Feb. 23rd, 2019 02:51 pm (UTC)
да вот.
ну по крайнем мере мы знаем что наши дети будут жить не так как мы...
(no subject) - k_medvezhonkina - Feb. 23rd, 2019 03:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - platonicus - Feb. 23rd, 2019 03:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - k_medvezhonkina - Feb. 23rd, 2019 04:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - platonicus - Feb. 23rd, 2019 04:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Feb. 23rd, 2019 03:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - platonicus - Feb. 23rd, 2019 03:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 0lenka - Feb. 28th, 2019 10:10 am (UTC) - Expand
livejournal
Feb. 23rd, 2019 03:03 pm (UTC)
Интересное псто
Пользователь freken_magda сослался на вашу запись в своей записи «Интересное псто» в контексте: [...] ому будущему, наверное, вообще мало кому под силу. https://mozgosteb.livejournal.com/95706.html [...]
k_medvezhonkina
Feb. 23rd, 2019 03:13 pm (UTC)
Но ведь были же люди, которые и в нашем детстве готовили детей делать карьеру, сшибать деньгу, воевать? Рядом ходили.
mozgosteb
Feb. 23rd, 2019 03:30 pm (UTC)
Были! То ли имели свой уникальный опыт, то ли гении-провидцы)
(no subject) - k_medvezhonkina - Feb. 23rd, 2019 03:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Feb. 23rd, 2019 04:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - k_medvezhonkina - Feb. 23rd, 2019 04:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - flaneure - Feb. 23rd, 2019 04:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Feb. 23rd, 2019 06:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - flaneure - Feb. 23rd, 2019 06:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Feb. 24th, 2019 10:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - flaneure - Feb. 24th, 2019 01:57 pm (UTC) - Expand
anka_hulig
Feb. 23rd, 2019 03:20 pm (UTC)
Да, папа постоянно учил "не высовываться, не выделяться".
Он из репрессированных немцев Поволжья.
mozgosteb
Feb. 23rd, 2019 03:31 pm (UTC)
И как ты? Выучилась?
(no subject) - anka_hulig - Feb. 23rd, 2019 04:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anka_hulig - Feb. 23rd, 2019 05:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Feb. 23rd, 2019 06:06 pm (UTC) - Expand
flaneure
Feb. 23rd, 2019 03:27 pm (UTC)
Чехов бессмертен, потому что описывал людей. Я думаю, что если мы будем объяснять детям как устроены люди (их головы), то приблизимся к эффективности Антона Павловича.
Я надеюсь, во всяком случае.
По крайней мере из всего имеющегося у меня арсенала знаний, знание как устроены головы людей - самое перспективное, мне кажется.
mozgosteb
Feb. 23rd, 2019 03:32 pm (UTC)
Для остального есть гайды в Ютуб))

Edited at 2019-02-23 12:32 pm (UTC)
(no subject) - flaneure - Feb. 23rd, 2019 03:40 pm (UTC) - Expand
livejournal
Feb. 23rd, 2019 03:33 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
egornebo
Feb. 23rd, 2019 05:25 pm (UTC)
у Ошо был похожий пост.
только не про учителей в школах, а про университеты.
все верно, да.
но мои меня наверно все таки ни к чему такому не готовили, если говорить про родителей.
а вот бабки да.
шо одна шо вторая.
у одной коммунизм головы происходил.
про вторую ничего плохого говорить не хочется, она была добрым человеком очень. Но тоже мне и за церковь притопляла. И все время слыша, чьто она "жизню прожила".
mozgosteb
Feb. 23rd, 2019 06:12 pm (UTC)
А ты буддист да ещё с профессией интелегнтской)) Профукал все их мантры)
eyno
Feb. 23rd, 2019 05:25 pm (UTC)
Часто встречал эту мысль применительно к выбору будущей профессии. У Вас взгляд на ту же проблему, но под более широким углом. Действительно, к какой жизни готовить подрастающее поколение? Удастся ли?
mozgosteb
Feb. 23rd, 2019 06:13 pm (UTC)
Остаётся надеяться, что сами разберутся. Может и меня научат!
elektrikz
Feb. 23rd, 2019 05:26 pm (UTC)
А, ежели представить себя хорошим футурологом и обучать своих детишек, исходя из предвидения недалёкого будущего, может, получится?
Можно ещё собрать небольшой консилиум таких же клинических идиотов замечательных и интеллигентных людей, с ними обсудить ближайшее будущее, и уж потом, во всеоружии, приняться за отпрысков!
mozgosteb
Feb. 23rd, 2019 06:09 pm (UTC)
Я бы ещё мог чего-то насочинять на тему НТР и актуальных профессий, но вот в прогнозировании социальных тенденций, кто будет человек человеку лет через 10... Тут я бессилен
(no subject) - elektrikz - Feb. 23rd, 2019 07:01 pm (UTC) - Expand
ivanov_petrov
Feb. 23rd, 2019 06:41 pm (UTC)
_учили жить в концлагере или на оккупированной территории_
да, наверное. я не могу осознать, в чем же отличия современности - кажется, так все и осталось.
mozgosteb
Feb. 24th, 2019 09:25 am (UTC)
Вы в том смысле, что и сейчас учат или что знания до сих пор актуальны?
(no subject) - ivanov_petrov - Feb. 24th, 2019 01:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Feb. 24th, 2019 02:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ivanov_petrov - Feb. 24th, 2019 02:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Feb. 25th, 2019 09:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - ivanov_petrov - Feb. 27th, 2019 11:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Feb. 27th, 2019 04:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ivanov_petrov - Mar. 1st, 2019 09:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Mar. 1st, 2019 11:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - ivanov_petrov - Mar. 3rd, 2019 03:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Mar. 3rd, 2019 09:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - ivanov_petrov - Mar. 3rd, 2019 03:45 pm (UTC) - Expand
iismene
Feb. 23rd, 2019 06:49 pm (UTC)
Вот у нас с бабушкой эта проблема. Она очень переживает, когда мы делаем вещи, в ее время не принятые, например, меняем работу. Как можно с места на место скакать? Когда надо тридцать лет на одном просидеть и квартиру по очереди получить? Лет десять назад я еще пыталась ей зачем-то доказывать, что не надо пытаться учить детей тактическим приемам. Надо учить мыслить стратегически и самостоятельно, чтобы они сами могли сориентироваться, что и зачем им лучше делать. Потому что мир слишком быстро меняется, и слегка устареть успели даже мы, а не только их послевоенное поколение. И лично я понятия не имею, чему сейчас лучше учить ребенка. "Капитан Фантастик" мне очень понравился. Именно в разрезе этой проблемы, что делать с собственными детьми, чему их учить, и до какой степени далеко можно заходить с родительским правом на определение детского мира.

Edited at 2019-02-23 03:50 pm (UTC)
mozgosteb
Feb. 24th, 2019 09:32 am (UTC)
А что вы делаете, чтобы научить мыслить стратегически?
(no subject) - iismene - Feb. 24th, 2019 10:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Feb. 24th, 2019 10:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - iismene - Feb. 24th, 2019 12:00 pm (UTC) - Expand
far_far_north
Feb. 23rd, 2019 07:07 pm (UTC)

Потому что люди гибкие. Они приспосабливаются.   Но когда сложатся нужные условия, все всплывёт.

mozgosteb
Feb. 24th, 2019 09:33 am (UTC)
Ох, давайте лучше "если", а не "когда"))
li_bao
Feb. 23rd, 2019 07:38 pm (UTC)
Поэтому стараюсь учить своих детей базовым ценностям (не воруй, не прелюбы делай, не ври и пр.) и навыкам критического мышления. На их выбор жизненного пути и стратегии-тактики их прохождения стараюсь влиять минимально. Пока вроде получается.
mozgosteb
Feb. 24th, 2019 09:34 am (UTC)
А как можно научить, например, не врать?
(no subject) - li_bao - Feb. 24th, 2019 09:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Feb. 24th, 2019 10:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - li_bao - Feb. 24th, 2019 12:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - thorgeir - Feb. 24th, 2019 04:39 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 80 comments — Leave a comment )