mozgosteb (mozgosteb) wrote,
mozgosteb
mozgosteb

Categories:

Вторая петля. Окончание.

Что за петли?
Петля первая: "кто я?" + размотка
Петля вторая: страх перед выбором

Для группы риска второй петли опорное знание в виде "что я могу/что я не могу", "на что я способен/на что не способен" часто выглядит как абсурдное, ненадёжное. Как можно опираться на то что постоянно меняется? Сегодня у меня один возможности, завтра другие. Послезавтра мне (как знать?) вообще кирпич на голову свалится. Хочется выскользнуть из порочной системы, которая заставляет полагаться непонятно на что.

И опять же, вопреки интуитивному желанию сбросить ярмо, логически кажется верным, что я не могу воздействовать на опорные механизмы психики, пока я ими не владею. А двигаясь по петле, я не владею базовой информацией о себе. В жизни действительно полно неопределённости. Я не знаю заранее, получится ли у меня эмигрировать в Исландию, не знаю, смогу ли получить премию Букера. Невозможно точно знать такие вещи, потому что я никогда не эмигрировал в Исландию, не получал премию Букера и вообще результат объективно зависит не только от меня. Зато я точно могу знать, умею ли я справляться с трудностями, способен ли обучаться новому, могу ли я последовательно и долго идти к цели. Мог бы знать! Но не знаю, потому что систематически мешал себе этим знанием завладеть.

Трудность размотки в том, что размотка хоть и логична, но не интуитивна. Интуитивно-инстинктивный путь как раз и привёл к образованию петли. И "я могу" и другие петли требуют осознанного подхода, а действуя "на автомате", как правило, лишь кормишь страх.

Например: бывает, в жизни возникают большие поэтапные задачи, которые можно выполнять в любом порядке. Страх не справиться с большой задачей в целом побуждает начать с самого простого этапа, с того, про который точно знаешь: он мне по силам. Это интуитивное решение. Контринтуитивно - начать со сложного этапа, того что вызывает наибольшие сомнения. Однако, из понимания логики подсознания следует, что второй вариант лучше. Самый сложный и самый сомнительный этап - это надёжный индикатор, посильна задача или нет. Поэтому, если уж самое сложное получится - кажется, что получится всё. Если не получится, значит все этапы надо переосмысливать или вообще не тратить время и заняться чем-то другим.

Мальчик хочет завести собаку. Ему нужно: придумать кличку, скопить денег, убедить родителей. Убедить родителей - самое сложное и неизвестно, лежит ли это в области "я могу". С чего же он начинает? С придумывания клички. Потом долго-долго копит деньги и всё это время думает о собаке. К моменту разговора с родителями он в ужасе от неопределённости. Он переполнен картинами будущего и ему гораздо тяжелее с ними расстаться. Он может даже не решиться разговор.

---

Я не хочу зацикливаться на конкретных методиках и практиках, хочу лишь показать общую логику, что может сработать в условиях второй петли, а что нет. В идеале, не для конкретной петли, а вообще для всех.

Принципы очевидно-капитанские, их легко перечислить:

- Знать пределы своих возможностей лучше, чем их не знать. При прочих равных, определённость лучше неопределённости.
- Негативная правда о своих возможностях лучше неправды и лучше незнания.
- Процесс, ведущий к ответу "что я могу и что я не могу", лучше, чем процесс, дающий чувство контроля.
- Время, потраченное на движение к будущему, ценнее, чем время потраченное на реконструкцию будущего в воображении
- Сознательное внимание к направленным процессам активно мешает включению психзащит
- И вообще, в теме петель, осознанное всегда лучше интуитивного


И, самое главное: есть ограниченное количество стресса, которое можно вынести без автоматического включения психзащит. Поэтому, даже хорошая практика, соответствующая всем остальным принципам, может оказаться преждевременной.

Теперь подробнее о принципах в обратном порядке.

Петля запутывает разные сферы жизни неравномерно и внимание к "я могу", например, в спорте, может оказаться куда смелее, чем внимание к "я могу", например, в карьере или отношениях. Но, условно, можно обозначить уровни неуверенности так:
- мне тяжело смотреть в будущее
- я не могу действовать с дальним прицелом
- я не могу даже начать действовать
- я не вижу, что я вообще могу сделать


Из середины списка, а уж тем более из его нижней части, трудно подступиться к основной проблеме петли - страху негативной оценки и восприятию любого испытания способностей как опасного. Буду ли я корить себя за трусость и осторожность или нет - пока не достигнута свобода планировать и действовать вопреки тревоге, нет и свободы изменить отношение. И точно также, с нижнего уровня я не заставлю себя смотреть в будущее, оценивать свои перспективы, возможности, способности. Это попросту невозможно сделать адекватно. Страх включается даже не перед поступком, а ещё до попытки обдумать возможные действия. Поэтому каждой практике своё время.

Если брать самое дно, т.е. то состояние, когда объективно есть возможность как-то менять свою жизнь, но мысли об этом слишком тревожны, всё равно остаётся последний бастион контроля. Это контроль над собственным вниманием. И самый важный объект внимания - направленный процесс.

Что значит "направленный процесс" и почему именно он? Процесс, происходящий прямо сейчас, это что-то вроде представителя будущего в настоящем. Когда после долгого движения по петле горизонты сужаются и адекватная оценка перспектив становится невозможной, процесс, происходящий прямо сейчас доступен вниманию всегда. Я засыпаю, я учусь, я иду к дому, я сближаюсь с семьёй. В это же самое время на улице теплеет, доллар растёт и т.д. Однако, речь идёт не о любых процессах, только о направленных, о тех, которые смотрят в будущее. Отличить их легко - если процесс меняет что-то конкретное, то у него есть направление и он интересен психике. Например, "я говорю по телефону" - не направленный процесс и с т.з. петли он не важен. "Я убираю снег" - направленный процесс, снега становится меньше. "Я лежу на кровати" - направленный, только если переформулировать: "я восстанавливаю силы" или "я убиваю время".

В условиях сильно замотанной петли очень полезно удерживать внимание на процессах. Это самый примитивный и действенный способ натренировать себя не отворачиваться, когда психика оценивает будущее. Как удерживать внимание - вопрос творческий. Например, можно задавать себе вопросы: что я сейчас делаю, что сейчас происходит, что в данный момент изменяется, что можно изменить. При этом сразу же становится понятнее, что мешает достичь ясности, какие защиты активируются, "замыливают" внимание.

- Осознанное лучше интуитивного
- Сознательное внимание к направленным процессам активно мешает включению психзащит

Следующее большое препятствие - когда уже немного ясно, какие происходят процессы (часто приходишь к выводу, что почти никакие) и что можно сделать. Я прикидываю варианты, размышляю, что будет дальше. Я на стадии активного воображения, включающего как бесконечное прокручивание негативных сценариев провала, так и погружение в мечты.

Планы и мечты воодушевляют, мотивируют, дают заряд хороших эмоций. Но воодушевление само по себе не даёт никакой опорной информации: "могу или не могу", оно даёт больше решимости войти в испытание, но не заменяет само испытание. Поэтому мечтать приятно и безопасно… пока психике не надоест и она не начнёт требовать реальной информации, получится у меня или нет.

Тоже самое касается страхов. Страх - это ожидание негативного будущего. Мне нужно сдавать на права, или просить прибавку к зарплате или выступать перед залом и довольно тревожно, смогу я или нет. Воображение рисует разнообразные сцены фиаско, неудач, разочарований в своих способностях и я стараюсь как-то морально подготовиться. Опять же, это лишь мой страх, воображение. Он не имеет отношения к реальному, ещё не свершившемуся будущему. И психика это знает, ей для опорной информации нужны достоверные данные. В результате, я и бы и рад задвинуть тревогу куда подальше, но достоверных данных нет, психика их требует, я думаю о предстоящем и боюсь-боюсь-боюсь.

По сути, для коротких одноэтапных событий в будущем, возможны только два направленных процесса. Другие не помогут. Это подготовка и отдых. Если воображение не есть осознанная часть подготовки или отдыха, толку в нём мало.

- Время, потраченное на движение к будущему, ценнее, чем время потраченное на реконструкцию будущего в воображении

Почти любой способ, позволяющий начать действовать, начать собственный направленный процесс - хорош. По сути, задача сводится к поиску точки входа в будущее, т.е. нужно найти такое действие, которое максимально устранит неопределённость и приблизит в итоге знание, получится у меня или нет. Каким бы оно ни было.

Если в первой петле "кто я" путь к размотке петли лежал через присвоение прошлого, и на этом поприще плотно окопались психотерапевтические методы, то во второй петле путь лежит через поиск точки входа в будущее и здесь правят бал технологии GTD (Getting Things Done), тайм-менеджмента и грамотного планирования. Например, если я разобью большую задачу на маленькие этапы, то одновременно поделю большой стресс на небольшие, посильные испытания. Однако, так или иначе, направленный процесс движения к будущему будет запущен. Подсознанка увидит, что, в отличие от обычного саботажа, я сотрудничаю и ослабит нажим.

Логически любая методика "начать и продолжить" должна принести пользу, если только не уводит внимание от направленного процесса и я всегда смогу сказать, что я делаю, что я продвигаю, что меняется. Техника помидора, например, тоже дозирует стресс, но другим способом.

На следующий барьер я натыкаюсь когда пассивность и прокрастинация - уже не такие явные проблемы, но я по прежнему застреваю в тревогах и стабильно проваливаю любой сложный план. Это значит, что можно пробовать работать с другим уровнем осознанности. Например, углубиться в тайм-менеджмент и риск-менеджмент. Для бизнеса действительно разработано много толковых методик, которые подойдут и группе риска. Но главный принцип выражается просто:

- Процесс, ведущий к ответу "что я могу и что я не могу", лучше, чем процесс, дающий чувство контроля

Помните про мальчика, который хотел собаку? У него было два варианта действия: один, в котором он чувствовал себя комфортно и другой, который быстрее приближал его правде, купит он собаку или нет. Помню, много лет назад я зарегистрировал фирму не имея бизнес-плана. Кажется, я сначала написал какую-то программу (ибо это я умел), и решил, что буду её продавать. Кажется, я был как тот мальчик.

Если на более высоких уровнях тревоги я скрываю от себя возможные "не могу" с помощью бездействия, то здесь сокрытие происходит через ложную активность. Я отвлекаю своё внимание на действия и последствия, которые могу контролировать и отворачиваюсь от "проблемных" зон (а ведь они самые интересные для психики!). И главная неприятность не в отсутствии контроля, а в ложном чувстве, что он есть.

- Негативная правда о своих возможностях лучше неправды и лучше незнания.

Этот принцип трудно сделать своим союзником, даже если петля намотана "слегка". Он контринтуитивен. И, тем не менее, это ключ. Вполне достижимо состояние спокойствия и уверенности, когда при любом развитии событий делаешь всё что можешь без суеты и метаний, а насчёт всего прочего не испытываешь никаких волнений. Когда выбор - это возможность, а не повод для паранойи.

---

Следующая петля про одиночество, неприкаянность, синдром бастарда. Надеюсь успеть до окончания выходных.
Tags: Психо, Странные петли
Subscribe

Posts from This Journal “Странные петли” Tag

  • Петля 5. Воля и Дух (окончание)

    Окончание предыдущего поста про петлю воли и духа. Рассчитываю, что ждущим статью про "размотку" этот пост реально поможет. Краткое содержание…

  • Петля 5. Воля и Дух

    Продолжаю цикл о странных петлях сознания. Что за петли? Петля первая: "кто я?" + размотка Петля вторая: страх перед выбором + размотка Петля…

  • Воля и логика

    Сегодня кратко, сумбурно и по верхам. Что-то вроде вступительного слова перед двумя следующими постами про петли. Зарисовочка про два различных…

  • Петля вторая. Страх перед выбором.

    Что за петли? Петля первая: “кто я?” + размотка Сняла умная Эльза кружку со стены, пошла в погреб, затем поставила перед собою кружку и…

  • Первая петля. Окончание.

    Окончание поста о первой петле. А именно - как размотать. Смотрите, вот что я пытаюсь сделать. Я составляю карту тех дурных петель, про которые…

  • Первая петля: "Кто я?"

    Я не могу слышать, когда о детстве или о молодости вспоминают снисходительно, с усмешкой, удивляясь собственной наивности. Детство и молодость –…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments