?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

[Отступление про серию постов]К серии про бизнес я ещё вернусь. Чтобы продолжать говорить, мне нужно сменить формат и это надо как-то обмозговать.




С периодом года в полтора-два я предпринимаю попытки разобраться в современном искусстве. Ну, знаете, то самое, где нормально замазать весь холст чёрной краской, водить попой по бумаге или продавать какашки в баночках по цене золота. Бьюсь как рыба об лёд. Чтобы как-то для себя понять, зачем это, почему так примитивно и по-дурацки, и вообще, не дурят ли художники нашего брата пролетария.

Можно было бы давно махнуть рукой, если бы не одно обстоятельство. И это обстоятельство - вовсе не огромные деньги, которые крутятся в индустрии. Это - личный переживательный опыт. Каждый раз когда меня “накрывало” эмоциональной волной, я стоял вовсе не перед каким-нибудь внятным портретом или пейзажем или натюрмортом. Каждый раз оказывалось, что я рассматриваю абстракционистский хаос, т.е. стою перед какой-то фигнёй, которую “любой дурак изобразит”.

Только в этом году, кажется, начал что-то понимать. Даже не понимать, а как-то примиряться с фактом продажи фотографии грязного унитаза за миллионы долларов, вписать его и всё остальное странное искусство в свою картину мира. Я попробую тезисно, вдруг кому-то пригодится.


1. Искусство вообще и отдельный художник никому ничего не должен, в том числе не должен оправдывать ничьи ожидания.

2. У нас такая языковая практика, что слово “искусство” связано со словом “мастерство”. Но это мешающее заблуждение. Примитивная техника исполнения не вычёркивает объект из предметов искусства. Да, любой дурак может нарисовать десять красных точек или насрать на холст. Пусть, ничего страшного.

3. Каждый предмет искусства содержит в себе сообщение. У любого, даже самого простого сообщения есть три слоя. Первый слой говорит: “я сообщение”. Например, видя идущие подряд символы, похожие на буквы, сразу понятно: “здесь есть сообщение, это можно читать.” Второй слой говорит: “я сообщение, и вот как меня читать”. На примере текста, второй слой это узнаваемый алфавит и язык. Узнал язык - понятно как читать. Ну и третий слой, это само сообщение, его смысл. Прочитал текст - понял смысл. Добраться до 3-го слоя можно только только если понял первые два.

4. В изобразительном искусстве первый слой считывается легко. Если нечто висит на стене в рамке или стоит в музее на постаменте - это сообщение. Второй слой, который рассказывает “как читать” не очевиден. Сей факт вызывает глухое раздражение и подозрения в отсутствии или надуманности смыслового слоя. Обман, как он есть. Первый слой сказал “здесь конфеткасообщение”, ты разворачиваешь фантик - а там пустота. И воображение сразу рисует искусствоведа, который подсматривает за тобой из-за угла и ржёт в кулачок.

5. В искусстве есть универсальный ключ к расшифровке, эдакий второй слой “по умолчанию”. Это связка из имени художника и его эпохи. Личность и время это контекст, указание области, где нужно искать конечную идею. Не знаешь или не понимаешь контекст - не дойдёшь до 3-го слоя, не поймёшь смысл. И так не только в современном изобразительном искусстве, это справедливо для любого времени. Хочешь понимать - изучай контекст. С литературой намного проще, там знание контекста не так обязательно, достаточно знание языка. Поэтому живопись/скульптура - не для всех. Наверное, и не для меня.

Ну и да, черный квадрат нарисованный 3-хлетнем Петей имеет совсем иной контекст и, соответственно, иное сообщение.

6. Есть много причин, почему старые картины понятны даже неспециалистам, вроде меня, а новые нет. Большинство значимых идей прошедших эпох нам известны. Знаем основные библейские сюжеты, знаем о быте дворянства, что-то помним про эпоху застоя и т.п. То есть знаем контекст. То, что на картинах пропорционально изображенные люди с двумя руками и ногами, с круглыми, а не квадратными головами, с правильными лицами, на самом деле помогает куда хуже, чем знание контекста. Вот, например, у Бенкси есть голый мужик, который вылезает из окна спальни любовницы. Ну да, я понимаю что изображено и это выглядит забавно. Но в чём мысль картины я всё равно не знаю, потому что понятия не имею, кто такой Бенкси и каков вообще контекст. Как впрочем и в большинстве картин - я могу описать изображение, но не могу сказать, что получил посланное сообщение. Бывает и наоборот: слушаю лекцию про художника, впитываю контекст, потом смотрю на картину и да - пусть там только ромбы и чёрточки, но я действительно вижу сообщение. Обычно оно меня не радует и не цепляет, но оно есть.

7. Искусство отражает эпоху. У нового времени нет духоподъёмных идей. Тотальный, мать его, постмодерн. Любой, кто несёт разумное-доброе-вечное, либо смешной наивный дурачок, либо опасный шизофреник и сектант. Поэтому в современном искусстве мало красивого, мало эстетически приятного, много технически примитивного. Но, зато, это честно. Что вижу - то и пою.

Мой учитель, поклонник голландских мастеров, говорил: “Ты можешь рисовать хоть гниющий труп, но на картине он должен выглядеть так, чтобы его хотелось съесть” однажды его куда-то увезли люди в штатском. Вот голландский арбуз 15 века - это действительно арбуз, который хочется съесть. Это щедроты земли, это сок жизни, наслаждение бытиём. Но не может быть такого арбуза в 21 веке, в 20м еще может быть, а в 21м уже нет. В 21 веке - арбуз это товар. У его есть штрихкод и ценник. Это никакие не щедроты земли, это тщательно дозированная и унифицированная порция химии и ультрафиолета, это никакой ни сок жизни, это корпоративный продукт, чья паршивость выверена таким образом, что ещё чуть хуже и его уже никто не купит. У него нет естественной природной ценности, он ценен тем, сколько денег вбухали в его рекламу чтобы заморочить голову потребителю. Рисовать арбуз как в 15 веке можно, но это не будет арбузом 21 века. Его, черт подери, вообще нельзя рисовать фотографически похожим, так вся идея нью-арбуза будет похерена на корню.

8. Это не мода на примитив и пошлость. Не искусство её создаёт. Современным искусством вообще мало кто интересуется, так что это не мода, это отражение реально происходящего “уплощения” человека и низвержения высоких идеалов. В эпоху возрождения царили оптимистические идеи, будущее казалось радужным. Поэтому и картины чудеснейшие и мраморный Давид стоит такой красивый и расслабленный. Потом каких-то сто лет и, фьють, нет никакого оптимизма. Вот пойдёт наша история в другую сторону - может быть снова искусство будет приятным.

9. Нет смысла повторяться. Можно рисовать что-то красивое и духоподъемное, но это всё выражение идей прошлого, всё это уже было сказано. Конечно, и у такой живописи будут поклонники, но в анналы культурной истории она не войдет. Ибо “уже было в симпсонах”. В итоге, либо ты либо рисуешь мать Терезу, вымазанную фекалиями, либо повторяешься. Отход от традиционных форм, где люди как люди а вещи как вещи, ко всяким абстракциям и прочим кружочкам и палочкам в туже степь. Люди как люди, а вещи как вещи уже всех заедавно сказали, всё что могли.

9. Есть большой культурный пласт от которого такие люди как я надёжно защищены.

Книги про войну, например, мало приятны. Но там судьбы, там личности, там настоящая история. Неприятно, но прошибает. Кого-то также прошибает тщательно прорисованное изображение банки супа со штрихкодом и перечислением всех добавок, как выражение идеи того, что сейчас настоящая красота примитивна, сугубо материальна, технологична и покупается за деньги. Ну идея как идея. Нечему тут прошибать вроде бы. А вот представляю себе художника, который не просто это знает, а ещё и тонко чувствует. Он не может отгородиться от всей жути своего времени и она через него фонтанирует на холсты поражая воображение таких же как он потрясающей точностью и честностью. Неприятно, но прошибает. В итоге Ценитель платит миллионы долларов, а Художник сгорает к 25-ти с героиновой иглой в шейной вене.

А я не хочу. Мне вот это всё в сердце не нужно. В разуме я ещё готов иметь в виду все ужасы постмодерна и холодно отмечать про себя всеобщее оболваниванивание и тому подобные кошмары, но вот эмоционально в этом бултыхаться - увольте. Я жить хочу а не задыхаться от ужаса. Понятное дело, нас, слабаков, большинство. Нас не прошибает, потому что мы не хотим прошибаться. Не хотим ещё на втором слое, там где нужно ловить контекст, чего уж говорить о третьем.

10. И всё-таки прошибает. Редко и, как правило, и единоразово, но нет-нет и...

P.S. Скорее всего, где-то я не прав, ибо не спец. Надеюсь, кто-нибудь из спецов расскажет, как оно на самом деле
P.P.S. И вот, прошу, только не надо вспоминать Пелевинский айфак. Знаю, читал, не убеждает.

Posts from This Journal by “Глупости” Tag

  • Пятничное

    оргинал

  • Небольшой квест с числами

    Наступили выходные, а усталость никуда не делась. Давайте отдыхать! Я предлагаю пройти небольшой квест. В ссылке на каждый пост есть несколько…

  • Программист в преддверие нового года.

    Я не очень умею делать программы, которые работают прямо на сайте, но подзаморочился и сделал. Редактор новогодних снежинок. Пользуйтесь. Рисуем,…

  • Zoom / тыжпрограммист

    На этот раз я нарезал много няшных картинок определенного стиля и тематики и натравил эту коллекцию на ваши аватарки. Получилось не так удачно,…

  • Как прожить сегодняшний день

    Немного несерьезных размышлений на тему рынка психологических услуг. Но сначала две небольшие истории. В клуб Синтон, о котором я уже писал, в…

  • РАСТИтельная жизнь

    Принимаю выписанные таблетки. Каждая по отдельности вроде безобидна, но вместе они сваливают меня с ног. Спать хочется все время, особенно после пяти…

Comments

( 215 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
anna_bpguide
Aug. 5th, 2018 05:17 pm (UTC)
В целом вполне согласна.
egornebo
Aug. 5th, 2018 05:27 pm (UTC)
это было прекрасно, спасибо.
egornebo
Aug. 5th, 2018 05:27 pm (UTC)
особенно чот девятый пункт взял.
(no subject) - mozgosteb - Aug. 5th, 2018 06:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egornebo - Aug. 5th, 2018 06:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Aug. 5th, 2018 06:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egornebo - Aug. 5th, 2018 06:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egornebo - Aug. 5th, 2018 06:13 pm (UTC) - Expand
livejournal
Aug. 5th, 2018 05:29 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
fotovivo
Aug. 6th, 2018 06:53 am (UTC)
Точки-черточки, какашки в баночке - это тоже прошлый век, все уже было, было...
(no subject) - mozgosteb - Aug. 6th, 2018 06:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - fotovivo - Aug. 6th, 2018 07:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Aug. 6th, 2018 07:22 am (UTC) - Expand
egovoru
Aug. 5th, 2018 05:34 pm (UTC)
"Не знаешь или не понимаешь контекст - не дойдёшь до 3-го слоя, не поймёшь смысл"

Мне кажется, это не так: нам вовсе не обязательно знать детали биографии художника, особенности его эпохи и т.д., для того, чтобы произведение искусства нас затронуло.

Спорным мне кажется и Ваш тезис о ненужности мастерства. Понятно, что одним мастерством тут не обойдешься - скажем, никто не считает копию равной по ценности оригиналу, хотя на ее создание надо немало мастерства. Но и без мастерства становится непонятно, чем же в конце концов искусство отличается от неискусства? Даже если мы скажем - бесполезностью, чтобы отделить утилитарные вещи, это не решит проблему.

А вот Вашу мысль о том, что наличие прежних шедевров сильно ограничивает нынешних художников я встречала и у, например, Ильи Кабакова. Я думаю, если он говорит, что ограничивает, значит, так и есть?
mozgosteb
Aug. 5th, 2018 05:48 pm (UTC)
>>Мне кажется, это не так: нам вовсе не обязательно знать детали биографии художника, особенности его эпохи и т.д., для того, чтобы произведение искусства нас затронуло.
Строго говоря нет, не обязательно. Но считаю, что если тронуло без этого, значит контекст уже был, он может быть не только интеллектуальный но и эмоциональный. Скажем, меня в своё время свалила с ног картина в заглавии поста. Я ничего не знал об авторе. Но в эмоциональный контекст случайно попал.

>>чем же в конце концов искусство отличается от неискусства?
Искусство - это любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм. Такова современная интерпретация.
(no subject) - egovoru - Aug. 5th, 2018 05:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Aug. 5th, 2018 05:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Aug. 5th, 2018 06:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mage_pro - Aug. 5th, 2018 06:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Aug. 5th, 2018 06:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mage_pro - Aug. 5th, 2018 06:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andeadd - Aug. 5th, 2018 06:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Aug. 5th, 2018 06:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andeadd - Aug. 5th, 2018 06:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Aug. 5th, 2018 07:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andeadd - Aug. 5th, 2018 07:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - k_medvezhonkina - Aug. 6th, 2018 03:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Aug. 5th, 2018 06:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mage_pro - Aug. 5th, 2018 07:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Aug. 5th, 2018 07:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 5th, 2018 06:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Aug. 5th, 2018 06:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 5th, 2018 06:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Aug. 5th, 2018 06:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - uekmyfhf - Aug. 6th, 2018 01:11 pm (UTC) - Expand
если тронуло - bhaga - Aug. 9th, 2018 08:50 pm (UTC) - Expand
Re: если тронуло - mozgosteb - Aug. 10th, 2018 04:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - p_script - Aug. 14th, 2018 02:44 am (UTC) - Expand
Поллака спонсировало ЦРУ - bhaga - Aug. 14th, 2018 08:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - p_script - Aug. 14th, 2018 05:11 pm (UTC) - Expand
пошутить хотел - bhaga - Aug. 14th, 2018 08:34 pm (UTC) - Expand
li_bao
Aug. 5th, 2018 05:53 pm (UTC)
Всё так, по прочтении родилась пара мыслей.

На самом деле и для литературы знание контекста необходимо для правильного прочтения третьего слоя. Иначе мотивация героев будет не ясна совершенно, придется додумывать, впихивать в современный контест и получать уродов.

Мысль "всё уже сказали до нас" не нова и "мешает" культурному развитию, радости восприятия не в первый раз. Даже постмодернизм это "уже было". Так что и это пройдет. Не знаю что влияет на настроение творцов (художников, писателей и пр), меня самого данный вопрос беспокоит безмерно. Тут можно долго и аргументированно говорить о влиянии экономики, политики, экологии и всякого прочего, но всё равно останется тайна, имхо.
mozgosteb
Aug. 5th, 2018 05:58 pm (UTC)
Помню в одном из многочисленных публикаций Геберта Уэллса он сетовал на полное исчерпание синематографом всех возможных сюжетов, образов и технических приёмов =)
(no subject) - uekmyfhf - Aug. 6th, 2018 01:23 pm (UTC) - Expand
spliceman
Aug. 5th, 2018 05:59 pm (UTC)
Имхо современное искусство-это хуцпа в чистом виде.Я и мой друг галерист скажем,что это гениально,и вы купите,потому что вы мудак.Такое вот сообщение
mozgosteb
Aug. 5th, 2018 06:01 pm (UTC)
Даже это сообщение уже не ново, надо как-то извращаться дальше
(no subject) - radugaw - Aug. 5th, 2018 06:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andeadd - Aug. 5th, 2018 06:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Aug. 5th, 2018 06:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - k_medvezhonkina - Aug. 6th, 2018 03:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - radugaw - Aug. 6th, 2018 07:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - k_medvezhonkina - Aug. 6th, 2018 07:59 am (UTC) - Expand
radugaw
Aug. 5th, 2018 06:07 pm (UTC)
Да вообще согласна.
mozgosteb
Aug. 5th, 2018 06:15 pm (UTC)
Первый и последний раз пишу об искусстве и, внезапно, даже нашел сторонников!
(no subject) - k_medvezhonkina - Aug. 6th, 2018 03:21 am (UTC) - Expand
livejournal
Aug. 5th, 2018 06:16 pm (UTC)
Современное искусство - редкий трезвый взгляд
Пользователь andeadd сослался на вашу запись в своей записи «Современное искусство - редкий трезвый взгляд» в контексте: [...] самых ПОЛЕЗНЫХ постов лета в русском секторе жж. См.: https://mozgosteb.livejournal.com/82900.html [...]
gypsy_airs
Aug. 5th, 2018 07:14 pm (UTC)
Если честно, я совсем не представляю, как может "зацепить" или "свалить с ног" кого-то живопись, хоть современная, хоть какая. Это же не кино, и даже не музыка, у этой формы искусства казалось бы, убойная сила намного ниже.

В современной живописи, эстетика, так-то конечно есть, но по мне, её сильно ограничивает сам формат живописи, как холстов, висящих в музее. Вот если представить, что картины Кандинского висят не в музее, а нарисованы крупным планом, на широкой стене у меня в подъезде, то это было бы очень круто и эстетично. А ту картину, которая в посте закреплена, я бы, например, нарисовал на столешнице.
xena_remi
Aug. 5th, 2018 07:23 pm (UTC)
Кроме копий старых мастеров и фекальных картин есть еще третий путь - массовая культура. Комиксы, игры, фильмы, фантастическая литература... чем не искусство? Ну да, искусствоведы презрительно морщат носы. Ну их понять можно, их брату на масскульте никак не сделать гешефт - кто гений, а кто бездарь, здесь люди как-то сами определяют.
А по мне так вполне себе искусство, уж получше фекалий. Местами - вполне серьезное и глубокое. К тому же, понятное людям, имеющее широкую аудиторию - а ведь художнику очень важно быть услышанным.
slava_mir
Aug. 5th, 2018 08:07 pm (UTC)
> Ну их понять можно, их брату на масскульте никак не сделать гешефт

Мне кажется, что не столько в гешефте дело, сколько в желании почувствовать себя небыдлом. А ведь для того, чтобы понять, что хотел сообщить художник, не нужно даже мозг напрягать, достаточно просто знать контекст. То есть абсолютно та же ситуация, что и с интернет-мемами.
eyno
Aug. 5th, 2018 07:41 pm (UTC)
С литературй проще? Возможно. Но далеко не всегда )

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Поминки_по_Финнегану
mozgosteb
Aug. 6th, 2018 05:05 am (UTC)
Да. Я самый простой случай описал. Так-то третий слой тоже может говорить "здесь сообщение" и ссылаться на более глубокий метаязык.
livejournal
Aug. 5th, 2018 08:05 pm (UTC)
А я не хочу
Пользователь evan_gcrm сослался на вашу запись в своей записи «А я не хочу» в контексте: [...] ванивание и тому подобные кошмары, но вот эмоционально в этом бултыхаться - увольте. /Источник/ [...]
nil_0
Aug. 5th, 2018 08:22 pm (UTC)
Вы картину Поллока вставили. Для его картин вычисляли фрактальную размерность. Нашли что с годами фр.размерность росла от 1 до 1,72.

https://artchive.ru/news/2805~Kartiny_kotorye_snimut_stress_fraktaly_v_zhivopisi
mozgosteb
Aug. 6th, 2018 05:09 am (UTC)
Я правильно понимаю, что 1 - это когда вообще нет ничего фрактального?
(no subject) - nil_0 - Aug. 6th, 2018 08:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Aug. 6th, 2018 08:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - nil_0 - Aug. 6th, 2018 10:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Aug. 6th, 2018 11:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - nil_0 - Aug. 6th, 2018 11:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - uekmyfhf - Aug. 6th, 2018 01:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Aug. 6th, 2018 01:44 pm (UTC) - Expand
esteveste
Aug. 5th, 2018 08:42 pm (UTC)
Я из тех, которым нужно объяснять про современное искусство, что это непременно хорошо. В двадцатом веке химическо-фармцевтическая промышленность рванула вперед на радость прогрессивному человечеству. Теперь художники могли нюхать не только уйат-спирит. И они широко этим пользовались. В 20-е, 30-е, 60-е. И вот смотрю я на Саврасова, к примеру, и понимаю, что даже если грачи прилетели и под водочными парами, то они мне как родные. А вот смотрю на Пикассо и понимаю, что его переживания, перенесенные на полотно, мне чужды, непонятны, пугающи. Как часть истории Пикассо мне интересен. Это безусловно явление в искусстве. Вешать такое на стену буду только если в общий стиль помещения цветом и формой вдруг впишется. Не для того он все это рисовал, чтобы на стену в гостиной вешать, да, да, я знаю. Я темнота и не стесняюсь в этом признаться, но далеко не всякое состояние измененного сознания мне интересно и вызывает восхищение.
slava_mir
Aug. 5th, 2018 09:30 pm (UTC)
Да, есть такое мнение, проталкиваемое в качестве аксиомы, что всякое искусство обладает высокой нематериальной ценностью. Странное дело, все остальные продукты чел. деятельности подразделяются на плохие и хорошие, а вот искусство неподсудно и свято. Очередной суррогат Бога.
(no subject) - k_medvezhonkina - Aug. 6th, 2018 03:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Aug. 6th, 2018 05:11 am (UTC) - Expand
Galina Vihreva
Aug. 6th, 2018 01:27 am (UTC)
Прекрасная статья, но вот тоже с пятым пунктом по поводу литературы не соглашусь. Но не в том смысле, что для литературы контекст не важен - он может что-то прояснить, да, но воздействовать на эмоции и литература, и произведение любого другого вида искусства будет, имхо, помимо исторического контекста и только в связи с двумя вещами: есть МОЙ ЛИЧНЫЙ контекст (меня сейчас, в данный конкретный момент, это почему-либо цепляет, это МОЁ, это мне созвучно), и есть пресловутые общечеловеческие ценности, которые для большинства из нас влияют на восприятие помимо воли и осознанности; а может быть, есть закономерности восприятия, "не афишируемые" (типа восприятия одних цветов - теплыми, других - холодными, одних созвучий - гармоничными, других - дисгармоничными), которые и создают все равно личностный контекст. Поэтому, к примеру, гиблое дело сейчас обсуждать с 10-тиклассниками Катерину-изменщицу из "Грозы" Островского в историческом контексте протеста против домостороя, а вот в контексте вечной борьбы человеческого сердца с самим собою - вполне.
k_medvezhonkina
Aug. 6th, 2018 03:14 am (UTC)
Гроза - это достаточно недавнее прошлое, а вот читать не самого адаптированного Мюнхаузена с детьми, учащимися в немецкой (германской) школе, вот где надо быть готовым к разговору о контекстах. )
(no subject) - Galina Vihreva - Aug. 6th, 2018 05:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - k_medvezhonkina - Aug. 6th, 2018 05:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - k_medvezhonkina - Aug. 6th, 2018 05:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - mage_pro - Aug. 6th, 2018 05:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - k_medvezhonkina - Aug. 6th, 2018 07:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - Galina Vihreva - Aug. 6th, 2018 05:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Aug. 6th, 2018 04:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - Galina Vihreva - Aug. 6th, 2018 05:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - slava_mir - Aug. 6th, 2018 12:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Galina Vihreva - Aug. 6th, 2018 12:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slava_mir - Aug. 6th, 2018 01:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Galina Vihreva - Aug. 6th, 2018 01:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slava_mir - Aug. 6th, 2018 01:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Galina Vihreva - Aug. 6th, 2018 01:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slava_mir - Aug. 6th, 2018 01:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Galina Vihreva - Aug. 6th, 2018 01:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slava_mir - Aug. 6th, 2018 01:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Galina Vihreva - Aug. 6th, 2018 02:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slava_mir - Aug. 6th, 2018 02:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Galina Vihreva - Aug. 6th, 2018 02:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slava_mir - Aug. 6th, 2018 02:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Galina Vihreva - Aug. 6th, 2018 02:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - slava_mir - Aug. 6th, 2018 02:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aneitis - Aug. 6th, 2018 09:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - Galina Vihreva - Aug. 6th, 2018 09:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - aneitis - Aug. 6th, 2018 10:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - uekmyfhf - Aug. 6th, 2018 01:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Galina Vihreva - Aug. 6th, 2018 01:58 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 215 comments — Leave a comment )