mozgosteb (mozgosteb) wrote,
mozgosteb
mozgosteb

Categories:

Сюжет номер 36

В последнее время читаю книги о классификациях сюжетов и персонажей. Есть, например, такая система: 36 драматических ситуаций Жоржа Польти.

[Спойлер со всеми типами сюжетов]
1. Мольба
2. Спасение
3. Месть, преследующая преступление
4. Месть близкому за близкого
5. Затравленный
6. Внезапное несчастье
7. Жертва кого-нибудь
8. Бунт
9. Отважная попытка
10. Похищение
11. Загадка
12. Достижение
13. Ненависть между близкими
14. Соперничество между близкими
15. Адюльтер, сопровождающийся убийством
16. Безумие
17. Фатальная неосторожность
18. Невольное кровосмешение
19. Невольное убийство близкого
20. Самопожертвование во имя идеала
21. Самопожертвование ради близких
22. Жертвование всем ради страсти
23. Жертва близким во имя долга
24. Соперничество неравных
25. Адюльтер
26. Преступление любви
27. Бесчестие любимого существа
28. Любовь, встречающая препятствия
29. Любовь к врагу
30. Честолюбие
31. Борьба против бога
32. Безосновательная ревность
33. Судебная ошибка
34. Угрызения совести
35. Вновь найденный
36. Потеря близких


В боевиках и фэнтези часто эксплуатируется сюжет 36 (Потеря близких) + сюжет 3 (Месть, преследующая преступление). У героя убивают жену, зритель вместе с героем переживает, негодует, затем преследует врага, побеждает и получает свой катарсис.

А вот Джордж Мартин. Бродач с нездоровой улыбкой. Что за сюжет такой, в котором не у главного героя убивают близких, а самих главных героев убивают с завидной регулярностью? Очень может быть, что тот же самый 36+3, только с иным уровнем вовлечения. Зритель не надевает маску ГГ, у которого убили близкого. У зрителя отнимают близкого человека напрямую, лишая его любимого персонажа. А потом он получает свою месть и катарсис, когда сюжет убивает убийц. У зрителя получается эдакая месть по-китайски - "сесть у реки и ждать, пока по ней не проплывёт труп врага"(с).

Мартин, конечно, ходит по краю. Если воздействовать на зрителя напрямую, не через героя, то его, зрителя, агрессия рано или поздно выльется не на персонажей-плохишей, а на главного убийцу, т.е. на автора.
Tags: Книги, Наблюдения, Отсмотренно, Психо
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 75 comments