?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Не так давно, на работе, обсуждали с Кровавым Медведем нужно ли делиться с коллегами профессиональными секретами, добытыми потом и кровью. Ибо с одной стороны - дело хорошее, а с другой - плодишь потенциальных конкурентов, которые с нуля да на готовенькое.

Однажды подруга затащила меня на семинар издательства "Питер", посвященный написанию обучающей литературы (кстати, в бумаге обучающая литература всё ещё на коне, не то, что художественная). Лектор рассказывал о процессе издания вообще, и о мотивации сесть и начать делиться знаниями в частности. Например, он упоминал, что потенциальные авторы частенько опасаются писать на профессиональные темы. Боятся, что напишешь, например, как организовать свою автомойку, опишешь все трудности и подводные камни, читатели научатся, понаоткрывают автомоек и автомойка самого автора перестанет приносить доход.

Андрей (так звали лектора) сказал примерно следующее:
1. Реально откроет автомойку один из нескольких тысяч читателей, потому что литературу по открытию бизнеса читают в основном для того, чтобы ощутить себя на пути к большим деньгам. Мало кто переходит от мыслей к реальным действиям.
2. В обучающей литературе, тот, кто прочитал книгу, всегда на голову ниже того, кто книгу написал. Как ни разжевывай, знание в современного читателя ложится плохо и до применения на практике остается довольно поверхностным.
3. Пока читатели научатся автомоечному делу на уровне автора, сам автор получит гонорар от тиража, напишет ещё одну книгу и станет еще более крутым спецом.

Андрей, конечно, как представитель издательства, лицо заинтересованное и верить на 100% ему нельзя. И на передачу знаний коллегам эти аргументы тоже на 100% переносить нельзя. Но моё мнение однозначно. Хранить знания для себя любимого в режиме "собаки на сене" плохо, даже если они достались с большим трудом. С коллегами делиться можно и нужно.

Если ограничивать себя только меркантильными аргументами, то могу сказать вот что.

Первое. Любая деятельность должна взращивать самоуважение, а не подтачивать его. Это один из путей к счастью. Обладание эксклюзивными знаниями только раздувает эго, что не идёт на пользу ни людям, ни делу и в глубине души все равно понимаешь, что уважать себя за приобретение знаний ещё можно, а вот за их удержание нельзя никак.

Человеческая психика работает вопреки законам логики и внутри нас не только причина вызывает следствие, но и следствие вызывает причину. Например, если ты кого-то унизил, то начинаешь его презирать, потому что презрение - логичная причина, чтобы унизить. Попытка задержать профессиональный рост коллег может быть мотивирована чем угодно, но так как страх потерять место логичная причина не делиться знаниями, то режим "собаки на сене" обязательно будет взращивать страх. Страх не делает людей счастливыми. И наоборот, помощь другим в работе, логичное следствие любви к людям или к делу и взращивает сами понимаете что.

Второе. Фактически, модифицированный аргумент Андрея, только пропущенный через собственный опыт.

Нифига не очевидно, для тех, кто не занимался обучением, либо не выражал свои мысли письменно, но! Любое изложение собственного опыта делает твои знания системными, их качество возрастает на порядок. Помню, когда писал про ТУАИ, сразу же получил level up в понимани и владении теорией. Не знаю, хорошо я написал или плохо, понятно ли или нет, но сам пользу извлёк точно. Так происходило и происходит каждый раз. Появляется общее видение, появляется беглость во владении терминами, сразу же подствечиваются непонятные для себя самого места и пространство для развития. Т.е. обучение - это всегда процесс взаимного роста. Win-win. Всем хорошо.

Третье. Обучение коллег взращивает лидерские качества и хорошо влияет на карьеру. Интуитивно и так видна связь (обучаешь коллег -> растёт авторитет), но существует и теоретическое подтверждение.

Есть такая штука, называется энеаграмма. Это небольшая типология, выделяющая 9 типов мировоззрений со своими ценностями. По слухам, используется сценаристами Голливуда, чтобы определять необходимый состав персонажей и возможные варианты их развития. Вне литературы и кинематографа мало применимая, но может дать важные подсказки на тему "что с тобой не так".

Так вот, в энеаграмме есть тип, прямо соответствующий профилю "собаки на сене". Это тип №5, наблюдатель. Персонаж "наблюдатель" любит быть компетентным и ко всему готовым. Его порок - скупость. Скупость, конечно, в широком смысле, но в нашем контексте, это скупость в отношении дележки знаниями. Если кому интересно, тут подробнее о персонаже "пятёрке". Согласно теории, проявляя щедрость, (в нашем контексте делясь знаниями) персонаж "пятерка" приобретает качества лидера (восьмёрки), начинает вести за собой людей.

От себя могу добавить, что это работает не только в кино и литературе, но и в жизни.

А мудрый flying_bear как-то сказал ....

Comments

( 69 comments — Leave a comment )
radugaw
Nov. 27th, 2016 03:33 am (UTC)
Медведь оспаривал?



"Появляется общее видение, появляется беглость во владении терминами, сразу же подствечиваются непонятные для себя самого места и пространство для развития. Т.е. обучение - это всегда процесс взаимного роста. Win-win. Всем хорошо." - то, что я сама думаю!
И повышаешь уровень знаний коллег- повышаешь общий уровень своего круга общения .

А есть элемент самолюбования - приятный бонус, не часто выпадает . Обычное мое состояние это самоуничижение )

Эннеаграмма! Это ЕИП или нет? На днях читала про неё с подачи Дениса!


Edited at 2016-11-27 06:34 am (UTC)
mozgosteb
Nov. 27th, 2016 03:46 am (UTC)
Медведь оспаривал, но не потому, что считает иначе. Просто мышление такое)
>И повышаешь уровень знаний коллег- повышаешь общий уровень своего круга общения
Да! И если любишь своё дело, это очень важно, потому что профессия развивается или, по крайней мере, не деградирует.
(no subject) - mozgosteb - Nov. 27th, 2016 03:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - andeadd - Nov. 27th, 2016 04:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - radugaw - Nov. 27th, 2016 04:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Nov. 27th, 2016 04:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - radugaw - Nov. 27th, 2016 05:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Nov. 27th, 2016 05:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - radugaw - Nov. 27th, 2016 06:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Nov. 27th, 2016 06:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - radugaw - Nov. 27th, 2016 06:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - radugaw - Nov. 27th, 2016 04:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - andeadd - Nov. 27th, 2016 04:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - andeadd - Nov. 27th, 2016 04:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - radugaw - Nov. 27th, 2016 04:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - andeadd - Nov. 27th, 2016 04:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - radugaw - Nov. 27th, 2016 04:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Nov. 27th, 2016 04:33 am (UTC) - Expand
andeadd
Nov. 27th, 2016 04:02 am (UTC)
"Любое изложение собственного опыта делает твои знания системными, их качество возрастает на порядок."

да! и новые мысли как правило появляются обычно не в процессе размышлений, а в процессе изложения.
наверное потому что объясняя что-то кому-то, ты стараешься найти с ним общий язык и поэтому выходишь за пределы своих внутренних привычных схем.
mozgosteb
Nov. 27th, 2016 04:06 am (UTC)
Вот, стопудов, ты соционику окончательно понял, только когда книгу написал)
(no subject) - andeadd - Nov. 27th, 2016 04:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - radugaw - Nov. 27th, 2016 04:12 am (UTC) - Expand
livejournal
Nov. 27th, 2016 04:36 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
gnawer
Nov. 27th, 2016 04:46 am (UTC)
Я тебе ещё расскажу занимательный случай. У меня один коллега пытался устроиться в Москве в какую-то крутую контору (уровня Яндекса но вроде не Яндекс). Они ему отказали с формулировкой "у вас так всё нормально, но вы не известны в коммьюнити. поделайте какие-нибудь опенсорс проекты, сделайте себе имя, потом приходите". Мы все были крайне возмущены такой напыщенностью, но тем не менее это факт, что люди на это смотрят и это фактор. Так вот публикация, как известно из академической среды, это как раз инструмент строго для этого.
mozgosteb
Nov. 27th, 2016 04:49 am (UTC)
Я с таким не сталкивался. Пару раз спрашивали проекты на показать. У меня таких нет и я предлагал взамен тестовое задание на дом. Соглашались.

А в академической среде, да, без публичной деятельности ты - никто. Довелось несколько лет работать на науку.
iismene
Nov. 27th, 2016 04:47 am (UTC)
Где вы столько медведей насобирали?:))) хорошие места, должно быть, знаете:)))

Не знаю, как это работает в среде енков, но в гуманистерии - учить бессмысленно и бесполезно. Или человек сам учится, используя каждую возможность, на ходу подметки рвет, и снимает все, что у тебя только есть в голове и за душой, и это не "дележка знаниями с младшим коллегой" и не "обучение", а нечто, примерно равное влюбленности: чувствуешь, что живешь в полный рост, энергия переполняет и захлестывает. Или бессмысленно и предлагать. У меня есть несколько учеников, которыми я всерьез горжусь. Только я их не учила. Мы вместе решали интересные задачи и разбирали интересные вещи. Нельзя научить. Можно только научиться.

Это я не рассматриваю тренинги. Эти мы с вами как-то обсуждали отдельно: "кто умеет, тот делает, кто не не умеет, тот учит".
gnawer
Nov. 27th, 2016 04:54 am (UTC)
Потому что гуманитарий - это профессия из разряда "у меня вот это здорово выходит, но как - я объяснить не могу". А в технических дисциплинах есть конкретные методики, которые теоретически может применить любой дурак. Потом этот дурак будет продавать это одно своё умение и мало того что отбивать хлеб у нормальных людей, так ещё и создавать у заказчика негативное отношение к профессии, когда ему потребуется что-то другое. Это же древняя проблема, от которой ещё цеха и гильдии создавали.
(no subject) - iismene - Nov. 27th, 2016 05:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Nov. 27th, 2016 05:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - iismene - Nov. 27th, 2016 05:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Nov. 27th, 2016 05:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - negnii_shelest - Nov. 27th, 2016 11:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Nov. 27th, 2016 12:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - farwater_biz - Nov. 27th, 2016 05:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Nov. 28th, 2016 02:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - gnawer - Nov. 27th, 2016 05:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Nov. 27th, 2016 05:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - gnawer - Nov. 27th, 2016 05:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Nov. 27th, 2016 05:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - iismene - Nov. 27th, 2016 05:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - gnawer - Nov. 27th, 2016 05:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - iismene - Nov. 27th, 2016 06:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - gnawer - Nov. 27th, 2016 06:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Nov. 27th, 2016 04:58 am (UTC) - Expand
gnawer
Nov. 27th, 2016 04:49 am (UTC)
Или ещё тема. Я учился в институте в небольшом городе, где буквально одна контора куда можно пойти программисту. У нас был препод по базам данных, который там работал. Он читал базы данных так, что я до сих пор не могу понять, чего он таким обучением хотел добиться. Достаточно упомянуть, что слово SQL за семестр не прозвучало ни разу. Так вот существовало мнение, что он тупо не хочет себе растить конкурентов. И опять же я до сих пор в это верю.
mozgosteb
Nov. 27th, 2016 05:08 am (UTC)
Преподавание в нашем деле безнадежно отстает, даже если учитель действительно добросовестен. Ибо идти преподавать - это сразу заморозить/подморозить свою квалификацию. Тут по любому надо надеться на коллег, на комьюнити и на себя, конечно.

И описанный тобой товарищ, конечно, фу. Я даже чуть расстроился.
(no subject) - gnawer - Nov. 27th, 2016 05:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Nov. 27th, 2016 05:34 am (UTC) - Expand
iismene
Nov. 27th, 2016 04:55 am (UTC)
Мда, а теперь я прочитала комменты, и чувствую себя выступившей и не в склад, и не в лад. Всех гораздо больше интересует аспект жадности и попытки утаить ремесленные секреты, чтоб подмастерья не обошли мастера?

Мне кажется, в этом прекрасном посте оставлен за рамками еще тот момент, что у любого человека в натуре положена потребность если не учить, то хотя бы обучать. Вон, достаточно на 50+ поглядеть, частенько аппелирующий к возрасту и опыту, и так и рвущийся поучить, даже если не просили. Хоть чем-нибудь! Хотя бы как жить правильно! И если отказывать себе в этом естественном порыве, это сказывается еще хуже, чем возникающий страх конкуренции. Так что лучше не держать не в себе, а перенаправить на правильные рельсы, я считаю:) Да и скучно же вариться в собственном черепном котелке, среда подстегивает и стимулирует, вынуждает двигаться и развиваться, постоянно проводить ревизию, а не устарели ли знания и ремесленные секреты?
mozgosteb
Nov. 27th, 2016 05:10 am (UTC)
И тут я задумался. Может быть меня уже это самое возрастное нагоняет? А то раньше особого стремления не было.
(no subject) - iismene - Nov. 27th, 2016 05:30 am (UTC) - Expand
xarita
Nov. 27th, 2016 05:10 am (UTC)
Я полностью на твоей стороне! :)

Ну и старый анекдот:
Учитель - учителю:
- Ну и класс мне попался тупой! Объясняю теорему - не понимают. Объясняю второй раз. Не понимают! В третий раз объясняю. Сам уже понял. А они не понимают...

mozgosteb
Nov. 27th, 2016 05:16 am (UTC)
=)
(no subject) - xarita - Nov. 27th, 2016 06:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Nov. 27th, 2016 06:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - xarita - Nov. 27th, 2016 06:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Nov. 27th, 2016 06:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - xarita - Nov. 27th, 2016 06:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Nov. 27th, 2016 06:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - xarita - Nov. 27th, 2016 06:53 am (UTC) - Expand
negnii_shelest
Nov. 27th, 2016 11:56 am (UTC)
Пост интересный, комменты прочитала. Есть, что сказать. Но трудно в двух словах.
В целом, согласна - делиться надо.
У нас такая сфера бизнеса, где главное правило коллекционера и антиквара - никому не говорить, где нашел товар. И не особо распространяться, кому продал.
Но есть отношения среди коллег, (не дружеские, просто с тобой разговаривают, не всегда приятно) в которых что-то обсуждается. Чаще, это разные сферы: я с монетами не составлю конкуренцию человеку с фарфором. Ок, значит мы с ним можем пообщаться, но это неинтересно. Сферы интересов разные. Зачем мне о фарфоре знать?
Я нашла способ - я с покупателями общаюсь, объясняю многое. Им надо некоторые вещи знать. Мне важно рассказать так, чтобы в следующий раз они опять ко мне пришли, за разъяснениями и за покупкой. А коллег по цеху откровенно или чуть более лицеприятно шлю.
Когда я в МЛМ для своей школы готовила и презентовала материалы по продажам, организации времени, то круто было. Меня слушали, записывали, уточняли.
Если все время знания копить, то едешь по односторонней полосе с тупиком в конце. Тара переполнится.
А когда отдаешь, то и получаешь больше. Место освобождается, и дорога двусторонняя стоновится, с развилками.
Мне кажется, нет смысла бояться, что на основе твоих знаний абстрактный кто-то вдруг заумнеет и обогатится. В мире 1% успешных людей, эту статистику еще не опровергли. И этот 1, кому больше всех надо, станет умнее, лучше и богаче в любом случае.
mozgosteb
Nov. 28th, 2016 02:24 am (UTC)
Так-то формально из коллег у тебя только Антон. Не думаю, что у вас есть друг от друга профессиональные секреты)
(no subject) - negnii_shelest - Nov. 28th, 2016 07:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Nov. 28th, 2016 07:45 am (UTC) - Expand
akor168
Jan. 11th, 2018 11:18 am (UTC)
Задумчиво, а почему профессора в университете не только не боятся делиться своим знанием, так еще и всеми способами заставляют студентов его потреблять.

Реально, я всем советую попросту по-преподавать(кому угодно) курс-другой по предмету своей специализации, чтобы наглядно убедиться, что все эти, высокие, профессиональные, кровью и потом добытые, секреты, надо насильно впихивать во рты, которые при этом будут всячески отплевываться.
mozgosteb
Jan. 11th, 2018 01:41 pm (UTC)
Может быть вы удивитесь, но мой оппонент преподавал.
(no subject) - talgaton - Feb. 15th, 2018 04:08 am (UTC) - Expand
talgaton
Feb. 13th, 2018 05:36 pm (UTC)
"Не так давно, на работе, обсуждали с Кровавым Медведем нужно ли делиться с коллегами профессиональными секретами, добытыми потом и кровью. "
по моему не делится своими знаниями - это краеугольный камень, фундамент всего ИТР (и вообще интелей) воспитания.
то что у них есть в головах - воспринимается как великая ценность которую ну никак нельзя и никому.
в результате не знаниями не обмениваются, и даже не знают что уже их знания устарели.
mozgosteb
Feb. 14th, 2018 04:56 am (UTC)
Интересно, как сейчас с этим у нынешнего поколения родителей
( 69 comments — Leave a comment )