mozgosteb (mozgosteb) wrote,
mozgosteb
mozgosteb

Category:

Научпоп

Мне интересна философия науки, и как вообще устроен мир, поэтому я люблю почитать/поразбираться, что у нас там на переднем краю физики. Об этом и буду ныть.

Во времена Эйнштейна, по началу, теорию относительности понимали с десяток человек во всём мире. Сейчас её преподают в старших классах. Т.е. основы СТО принципиально доступны для понимания школьника. Неужели современные школьники умнее, чем учёные начала двадцатого века? Конечно нет. Тогда, может, Эйнштейн не мог объяснить её по-нормальному, а сейчас научились? Тоже нет. Как было сто лет назад объяснение “на пальцах” с паровозом и фонариками, так его рассказывают в школах и сейчас.

https://youtu.be/t0p9t7T87WM

Так почему никто не понимал теорию? Из-за ментального барьера. Лучшие умы своего времени упирались головой в парадокс: “Это как же, в поезде время течёт медленнее, чем на вокзале? Что-то здесь не так.” Они смотрели на парадокс и не могли сдвинуться мыслью дальше, не могли даже начать воспринимать объяснение. А правильный подход заключается в том, чтобы фиксировать внимание не на парадоксе и его загадочности, а на его решении. Сегодня же все знают, что теория работает, и готовы начать воспринимать объяснение сразу, не тратя много времени на удивление парадоксу.

Сейчас многие занимаются популяризацией науки и найти, например, интересные статьи “для чайников” по квантовой физике - вообще не проблема. Я - чайник, и я люблю их читать. Но моя пятая точка каждый раз полыхает от общего количества мистики в популярной науке. 90% текста тратиться на то, чтобы удивить, и всего 10%, на то, что бы объяснить. Ты узнаешь, что частица “как-то заранее знает о решении экспериментатора”, что электрон “может находиться в нескольких местах одновременно” и “телепортироваться сквозь барьеры”. Это всё очень интересно, но в результате ты остаёшься удивленным и ничего не понимающим. Внимание сфокусировано на парадоксе, а не на его решении.

Попробую сообразить сымпровизировать пример.

Обычная статья. При употреблении ментоловых конфеток чувствуешь холод в горле. Ученые тщательно изучили состав конфеток и воздействие конфет на горло. Оказалось, никаких химических реакций, вызывающих понижение температуры, конфеты не вызывают. Единственное возможное объяснение - конфеты заставляют человека чувствовать холод, которого нет.

Специально подобрал объяснение, которое, будучи верным по сути, еще загадочнее, чем явление. Объяснение в принципе не должно быть загадочным. Оно должно быть разгадочным, иначе это не объяснение.

Как надо. Ментол является анестетиком и химически блокирует работу многих рецепторов организма. При попадании в горло, ментол действует на все рецепторы, кроме тех, что реагируют на холод. Поэтому, посасывая ментоловую конфетку, человек чувствует холодок.

Прежде всего - объяснение. А после уже и парадокс не кажется парадоксом.

Я подозреваю, проблема нормального подхода к объяснениям и фиксация на ментальных барьерах и удивлении парадоксам есть не только в научно-популярных статьях. Она вообще глубоко укоренена в физике и её эволюции. И как 100 лет назад никто не понимал теорию относительности, так же и сейчас единицы понимают какую-нибудь теорию струн.

Конечно, это моё мнение, а сам я настоящим сварщиком не являюсь.
Tags: Наблюдения, Наука, Нытики, Психо
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments