?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Чтобы пояснить свою мысль, мне придется сделать краткий экскурс в ТУАИ. Это система, по которой наш соотечественник Яков Фельдман придумал мерить способности к абстрактному мышлению, причем не только конкретных людей, но целые слои общества. Кто в курсе, можно проматывать до ~~~

Всего в системе 10 уровней, но в природе встречается 8.

Уровень 1.
Способность удерживать во внимании один объект. Это уровень ребенка до 3-х лет. Увидел мяч - пирамидка тут же выпала из памяти. Увидел в окне птичку - ложка выпала изо рта. После 3-х лет этот уровень восприятия никуда не уходит и даже взрослый умный человек может возвращаться на него в состоянии стресса, от усталости и т.п. На уровне 1 любой предмет вытесняет из сознания все остальное, даже самого человека. Болит живот - “я - живот”. Вижу маму - “я - мама”. Ем кашу - “я - буэээ”.

Уровень 2.
От 3х до 6-ти лет. Способность удерживать во внимании несколько объектов. Количество не так важно, качественный скачок дает переход от одного ко нескольким. Когда можешь видеть несколько предметов сразу, появляется восприятие пространства, можешь что-то конструировать, комбинировать, собирать, если это не требует четкой последовательности действий, потому что последовательность, это…

Уровень 3.
Достигается в 6-9 лет. До устойчивого 3-го уровня ребенку не желательно самостоятельно переходить дорогу, т.к. он видит светофор, видит, машины, видит место, где надо оказаться, но может перепутать, сначала надо дождаться зеленого, а потом переходить или наоборот. На 3-м появляется понимание процесса, последовательности шагов, и человек способен удерживать во внимании один единственный процесс.

Во взрослом мире тройке соответствует служба в армии и вообще почти вся работа на гос. службе. Есть всего один вариант карьеры и один процесс, который приводит к продвижению. Всё обложено инструкциями, достаточно делать все правильно и по порядку.

Уровень 4.
9-12 лет. Тут появляется возможность удерживать во внимании несколько процессов. В этом возрасте дети начинают массово терять внимание на уроках, потому что одним изложением материала (одним процессом) их внимание больше не удержать. Фельдман приводит замечательный пример про футбол. Когда играют второклассники, они всей оравой бегают за мячом и к этому процессу приковано всё их внимание. Пятиклассники могут запросто обыграть их командой в 2-3 человека. Пятиклассники пасуют мяч друг-другу и легко забивают голы. Каждый из них может удерживать в голове собственный процесс игры и процесс игры напарника. Т.е. здесь в полный рост начинается социальное развитие.

Школа в принципе не дает человеку ничего сверх 4-го уровня. Всё укладывается в концепцию нескольких процессов. Она даёт алгоритмы решения разных задач от математики до ОБЖ и примитивную профориентацию. Хочешь быть журналистом - учи русский и литературу, поступай на журфак, иди работай. Хочешь быть машинистом в метро - после восьмого класса иди в колледж, заканчивай курсы, иди работать.

Во взрослой жизни 4-ки достаточно для жизни в социуме и чтобы работать на любой работе, где от твоего мнения ничего не зависит, т.е. почти везде.

Уровень 5.
Возможен в 13-15 лет. Т.е. до 4-ки добираешься почти 100% (хотя не факт, что будешь пользоваться достигнутым), а дальше - как получится.

Во взрослой жизни это уровень предпринимательства. Для успешного предпринимательства мало знать алгоритмы или разные пути достижения цели. Нужно уметь их комбинировать, нужно видеть весь пласт возможностей целиком и прокладывать в нём собственные тропы. На 5-ке появляется личная инициатива и чувство ответственности. Однако, отмечаю, что на 5-м уровне человек может удерживать во внимании только один пласт. Наверняка все встречали весьма одаренных людей, великолепных специалистов в своей области, знающих мельчайшие нюансы, но полностью беспомощные за её пределами? Это гипертрофированный пример 5-ки.

Уровень 6.
Минимальный порог входа 16-17 лет. Не трудно догадаться, как и на других чётных уровнях, здесь приобретается способность охватить вниманием несколько пластов, несколько сфер деятельности, несколько “карт”. 6-ка - минимально необходимый уровень для занятия наукой и крайне желателен для программиста. На 6-ке человек способен продумать несколько кардинально различных вариантов действий. Например, когда мне на работе поручают запрограммировать какой-то функционал, у меня, как правило, есть три пласта возможных действий. Функциональный - написать программу, социальный - найти того, кто сделает работу вместо меня и управленческий - убедить начальство, что нам это не нужно. В каждом трех вариантов есть пласт возможностей и можно проложить собственный маршрут действий. А потом выбрать один из них.

Уровень 7.
Обычно не раньше 18-ти лет. Независимые пласты объединяются в общее пространство. На этом уровне возможно целостное видение мира, не разделенное на независимые области знаний. Появляется некая общая жизненная философия, в которой можно найти место любым явлениям личной и общественной жизни. Но это не просто абстрактная философия, типа “не плюй в колодец” или “бей первым”, а сложная система, которая стоит над 6-м уровнем. Она поможет проходить маршруты не только в социальной, личной и профессиональной сфере, но понять связи между ними между ними, объединить их вместе в одну жизнь.

Уровень 8.
Фельдман указывает планку в 21 год. Если на 7-й уровень я эпизодически всплываю, то не могу с точностью сказать, были ли я когда-то на 8-ке. На уровне 8 человек способен воспринимать чужие миры как свои. Не только имеет целостное мировоззрение, но и видит его границы. Поэтому он способен воспринять мир не только с чужой точки зрения, но и но и на время принять ценности и вообще целостное видение другого человека, а также смоделировать альтернативное видение самостоятельно. Каноническим примером 8-го уровня является Чехов, с его способностью описывать внутренний мир непохожих друг на друга (и на самого Чехова) героев.

~~~

Ну вот, и только теперь я добрался до мысли, которую хотел озвучить.

По Фельдману, вне зависимости от того, на каком уровне способен действовать человек, он пользуется 2-3 уровнями. И один из них является базовым.

Поскольку школьное образование является обязательным, можно было бы рассчитывать, что 4-ка - базовый уровень нормального общества. Исторически ниже находились: армия (тройка), необразованное крестьянство (двойка) и рабы, чернь (единица). Образование и уровень жизни здорово подчистили ряды нижних уровней. Так было до недавнего времени. Но!

Я сам не очень-то люблю читать рассуждения о том, что общество тупееееет, какой уууужас... Однако, вынужден признать - нас искусственно отупляют. Я вижу, что масс-медиа ориентируются на уровень 1. Даже не 4-ку, у которой нет ни ответственности, ни самостоятельного мышления, а на самое-самое дно.

Уровень 1 - это уровень грубого материального мира. На нём нет даже способности действовать. Нам даже больше не говорят, что делать. Не мотивируют строить БАМ или помогать государству покупая облигации. Говорят только, ЧТО считать правильным.

Уровень 1 не знает вариативности - во внимании один объект. Либо ты за Путина, либо ты за Навального. Либо ты любишь науку, либо ты религиозный мракобес. Нельзя быть из то и за то или против всех. Медиа устанавливают центры притяжения, а общество само определяет тебя в одну групп по бинарному принципу свой-чужой. Внутри себя ты можешь понимать, что всё сложно и неоднозначно, но у единицы нет сложности. Для неё ты - монолитный объект и для твоего описания достаточно одного слова. Немного своим ты быть не можешь. У тебя нокиа? Пошел вот из хипстеров, чужак.

Уровень 1 не требует логических обоснований. Фильмы становятся похожи на клипы. героям не дают внятной мотивации, действия никак не подкрепляются логически. Часто, это просто набор эффектных сцен, показанных одна за другой. Тройка плюётся, четверка скрипит зубами. Для единицы достаточно. Показали один объект - круто! Показали другой - первый забывается.

Можно было бы успокоить себя мыслями, что для единицы у медиа отдельное направление, но остальных тоже не забывают. Увы, единица не просто в фаворе, единица чувствует себя очень сильной и уверенной ВЕЗДЕ.

Двойка служит единице. В аналитические передачи на ровне с экспертами приглашаются самые отмороженные деятели, ни в зуб ногой не понимающие в теме. Чтобы мы заслушали ВСЕ мнения.

Шестерка служит единице. Когда на айтишном или на научном форуме появляется человек, несущий бред сивой кобылы, но в пользу ПОПУЛЯРНОЙ точки зрения, его поддерживают и слушают, ласково гладя по голове. Свой всё-таки. Всех остальных гонят ссаными тряпками.

Тьфу.

P.S. Здесь должна была быть обещанная вторая часть про смысл, но когда я в субботу выписал тезисы, меня очень сильно накрыло депрессухой. Всё будет, просто чуть позже. Тем более, что ТУАИ тоже имеет отношение к теме.


P.P.S. Табличка с уровнями.
[посмотреть]
Уровень Ключевые понятия Эпоха Сознание Вопрос
1 Вещь, имя Дикость Магическое Что?
2 Пространство, граница Варварство Моральное Где?
3 Время, целедостижение Античность Эстетическое Когда?
4 Роль, способ Феодализм Ролевое Как?
5 Свобода, поступок Возрождение Азартное Кто?
6 Сомнение, доказательство, причинность Правовое государство Теоретическое Почему?
7 Противоречие, парадокс Информационное общество Парадоксальное А если?
8 Гармония Глобальная цивилизация Универсальное А зачем?

Comments

( 102 comments — Leave a comment )
xarita
May. 3rd, 2016 08:50 am (UTC)
Ух ты! Как интересно!


mozgosteb
May. 3rd, 2016 09:15 am (UTC)
Здорово! Я уж думал, эту простыню не будут читать)

Если выделить самые ходовые типологии, то окажется, что большинство из низ разработаны нашими соотечественниками. Во всяком случае, Соционику, Псхейогу и ТУАИ придумали люди с нашим менталитетом.
(no subject) - xarita - May. 3rd, 2016 09:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - May. 3rd, 2016 09:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - xarita - May. 3rd, 2016 09:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - xarita - May. 4th, 2016 04:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - May. 4th, 2016 04:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - xarita - May. 4th, 2016 04:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - May. 4th, 2016 05:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - xarita - May. 3rd, 2016 09:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - May. 3rd, 2016 09:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - xarita - May. 3rd, 2016 02:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - k_medvezhonkina - May. 3rd, 2016 12:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - May. 3rd, 2016 04:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - k_medvezhonkina - May. 3rd, 2016 04:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - May. 3rd, 2016 04:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - k_medvezhonkina - May. 3rd, 2016 04:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - May. 3rd, 2016 04:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - k_medvezhonkina - May. 3rd, 2016 04:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - May. 4th, 2016 12:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - glukoff - May. 3rd, 2016 10:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - May. 4th, 2016 12:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - andeadd - May. 4th, 2016 04:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - May. 4th, 2016 05:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - andeadd - May. 4th, 2016 04:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - May. 4th, 2016 05:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - xarita - May. 3rd, 2016 09:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - May. 3rd, 2016 09:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - xarita - May. 3rd, 2016 09:26 am (UTC) - Expand
litera_dura
May. 3rd, 2016 10:01 am (UTC)
Ох, Саша... Прежде всего, не впадай в уныние, телик можно просто выключить и забыть как страшный сон:)))

А ещё... Хотела спросить, а с тобой можно спорить или только соглашаться а иначе "пошел вон из хипстеров, чувак"?:))
mozgosteb
May. 3rd, 2016 10:03 am (UTC)
>>Хотела спросить, а с тобой можно спорить
О чём вопрос! Можно и, возможно, даже нужно

>>телик можно просто выключить
Телика у меня и нет, но это везде
(no subject) - litera_dura - May. 3rd, 2016 01:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - May. 3rd, 2016 04:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - litera_dura - May. 3rd, 2016 04:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - May. 4th, 2016 01:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - xarita - May. 4th, 2016 01:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - May. 4th, 2016 03:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - glukoff - May. 4th, 2016 01:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - May. 4th, 2016 03:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - litera_dura - May. 4th, 2016 02:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - May. 4th, 2016 03:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - litera_dura - May. 4th, 2016 04:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - May. 4th, 2016 02:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - litera_dura - May. 4th, 2016 03:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - May. 5th, 2016 12:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - k_medvezhonkina - May. 3rd, 2016 12:35 pm (UTC) - Expand
duhovniyplastyr
May. 3rd, 2016 11:33 am (UTC)
я дико извиняюсь, а разве понимание "свой-чужой" это не второй уровень? Ну то есть, когда появляется два объекта и больше, это уже способность отличать "я" от "не я". А на первом уровне - все "я".

Но в любом случае, ничего хорошего.
И согласна с общим посылом. И про уровни четко написано.
mozgosteb
May. 3rd, 2016 04:12 pm (UTC)
Я знаю, что по Фельдману это второй уровень, но не уверен, что это действительно так. Я воспринимаю это как "свои" и "не свои", т.е. какая-то хрень за пределами восприятия, у этих "не своих" даже конкретных признаков нет.

Но, если я ошибаюсь, то тоже мало хорошо. Двойка не сильно лучше =(
(no subject) - duhovniyplastyr - May. 4th, 2016 04:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - May. 4th, 2016 05:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - duhovniyplastyr - May. 4th, 2016 08:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - May. 4th, 2016 02:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andeadd - May. 4th, 2016 02:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - May. 4th, 2016 02:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andeadd - May. 4th, 2016 02:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - May. 4th, 2016 02:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andeadd - May. 4th, 2016 03:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - duhovniyplastyr - May. 5th, 2016 05:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - May. 5th, 2016 06:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - duhovniyplastyr - May. 4th, 2016 08:52 am (UTC) - Expand
andeadd
May. 3rd, 2016 11:53 am (UTC)
"Я вижу, что масс-медиа ориентируются на уровень 1.
Уровень 1 не знает вариативности - во внимании один объект. Либо ты за Путина, либо ты за Навального. Либо ты любишь науку, либо ты религиозный мракобес."

ЕИПИЩЕ:
сразу вслед за твоим постом прочитал: "Борясь за сердца и умы, работники дискурса постоянно требуют от человека отвечать «да» или «нет». Все мышление человека должно, как электрический ток, протекать между этими двумя полюсами. Но в реальности возможных ответов всегда три — «да», «нет» и «пошел ты нахуй»"

http://ru-pelevin.livejournal.com/1053818.html
mozgosteb
May. 3rd, 2016 04:17 pm (UTC)
Фигасе, а сам Пелевин имеет отношение к сообществу или это просто фанаты ведут?
(no subject) - andeadd - May. 3rd, 2016 04:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - May. 3rd, 2016 04:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - glukoff - May. 3rd, 2016 10:51 pm (UTC) - Expand
andeadd
May. 3rd, 2016 12:01 pm (UTC)
когда типировался у Прокофьевой, они меня заодно и по ТУАИ протестировали; не помню результат (бумажку найти можно, если поискать), но стопудово там была семерка и стопудово они всем её ставят.
k_medvezhonkina
May. 3rd, 2016 12:37 pm (UTC)
Если человек пошел типироваться по ТУАИ , у него уже семерка! ;))
(no subject) - andeadd - May. 3rd, 2016 12:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - May. 3rd, 2016 04:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - andeadd - May. 4th, 2016 04:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - May. 4th, 2016 01:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - andeadd - May. 4th, 2016 01:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - May. 4th, 2016 02:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - andeadd - May. 4th, 2016 04:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - andeadd - May. 4th, 2016 01:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - May. 4th, 2016 02:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - andeadd - May. 4th, 2016 04:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - May. 4th, 2016 05:05 am (UTC) - Expand
k_medvezhonkina
May. 3rd, 2016 12:39 pm (UTC)
У меня тоже ЕИПИЩЕ, я тут побывала в компании образованных людей, думала меня выгонят оба лагеря, спасла только моя молчаливость...
mozgosteb
May. 3rd, 2016 04:14 pm (UTC)
Чудовищно, что это норма. Чудовищно, что если в твоих руках нужный флаг, всем плевать что именно ты делаешь и какими ценностями руководствуешься.
(no subject) - k_medvezhonkina - May. 3rd, 2016 04:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - May. 3rd, 2016 04:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - k_medvezhonkina - May. 3rd, 2016 04:41 pm (UTC) - Expand
archi_dotby
May. 3rd, 2016 06:44 pm (UTC)
Положил в избранное, дабы поразмыслить в спокойной обстановке.
Спасибо.
mozgosteb
May. 4th, 2016 01:15 am (UTC)
Пожалуйста! Надеюсь, пригодится.

Edited at 2016-05-04 04:15 am (UTC)
ma79
May. 3rd, 2016 07:50 pm (UTC)
ну не знаю, я ничего подобного не вижу
некую склонность к поляризации и радикализации мнений я вижу в интерентах (в превую очередь в соцсетях с их пропагандой простых реакций "+" / "-" как в d3 или там хабре) но это не то что стоит воспринимать как характеристику поколения

есть страсть сми (во всех их проявлениях) к тому чтоб стимулировать простейшие эмоции у аудитории, это противно, но мне кажется тчо люди постепенно вырабатывают протвиоядие от этих атак на эмоциональные центры
mozgosteb
May. 4th, 2016 01:13 am (UTC)
Меня как раз хабр беспокоит и подобные сообщества. Там слишком сильна единица и, мне кажется, это показатель. Если я не прав и общество самоизлечивается, буду только счастлив!
glukoff
May. 3rd, 2016 10:39 pm (UTC)
глухо застрял на восьмом уровне. простите.
mozgosteb
May. 4th, 2016 01:13 am (UTC)
Давай на 9-й!
(no subject) - xarita - May. 4th, 2016 01:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - glukoff - May. 4th, 2016 01:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - xarita - May. 4th, 2016 01:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - xarita - May. 6th, 2016 02:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - glukoff - May. 6th, 2016 02:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - xarita - May. 6th, 2016 02:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - glukoff - May. 4th, 2016 01:34 am (UTC) - Expand
xarita
May. 5th, 2016 06:52 am (UTC)
Саша, привет! Сфоткай ваш перекресток, плиз :)

Там уже красиво должно быть! :)
mozgosteb
May. 5th, 2016 07:25 am (UTC)
Не поверишь, но сегодня я это сделал:

(no subject) - xarita - May. 5th, 2016 07:38 am (UTC) - Expand
mitinglas
May. 7th, 2016 04:37 pm (UTC)
Очень интересные, похожие на правду заключения. Спасибо.
mozgosteb
May. 8th, 2016 02:29 am (UTC)
Пожалуйста! Есть резон почитать про ТАУИ в первоисточнике. В начале поста есть ссылка. Фельдман разбирает в т.ч. революции и смены гос. строя с точки зрения того, какие господствующие уровни какими сменялись, это довольно интересно.
livejournal
Jul. 27th, 2016 06:35 am (UTC)
Общество и абстрактное мышленией
Пользователь iismene сослался на вашу запись в своей записи «Общество и абстрактное мышленией» в контексте: [...] Прям злободневно. Оригинал взят у в Общество и абстрактное мышление [...]
( 102 comments — Leave a comment )