?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Эпизодически слышу "жизнь не имеет смысла" или "смысла жизни не существует" и т.п. Пост является развёрнутым комментарием на тему. Поехали.



Откуда берется потребность в смысле?

Начну издалека, т.е. из детства. Еще до того, как воспитание успеет окончательно разъесть детскую психику, можно заметить, что у ребенка есть 4 ментальных потребности. Он нуждается в подтверждении от родителей того что:
- Он хороший
- Он любим
- Он способен (что-то сделать)
- Он есть (он существует)



С первыми трёмя должно быть всё понятно, насчет последнего может возникнуть вопрос. Как можно иметь первые три подтверждения, но не чувствовать, что "я существую"? А вот так: тебя хвалят, о тебе заботятся, забраться на шведскую стенку и собрать лего тоже вроде проблем нет, но при этом тебя: редко называют по имени, с тобой проводят мало времени, тебя не слушают и с твоим мнением не считаются. Т.е. для своих родителей ты не очень-то и существуешь. Нетрудно заметить, что когда не реализуется потребность "я есть", остальные тоже становятся каким-то не настоящими, т.е. реализация "я есть" питает все остальные потребности.

[Родителям на заметку]Родителям на заметку: по форме протеста протеста всегда можно определить, какую из потребностей дитё считает нарушенной. А если трудно определить форму протеста, можно всё понять по собственной реакции, ибо наше раздражение во всех 4-х случаях будет разным.

Эти 4 потребности не являются приобретенными или навязанными обществом. Они вшиты в психику с рождения. Когда мы вырастаем и (если) освобождаемся от влияния родителей, потребности развиваются, трансформируются и приобретают более общие формы.

"Я хороший" развивается в потребность в самоидентификации и необходимости стать чем-то через что мы определяем себя. "Я любим" из ниточки, ведущей к родителям, перерастает в паутину социальных связей и необходимость понять и занять своё место в мире. "Я могу" - в потребность знать свои возможности и ограничения.



Про "я есть" я умолчал, но уже понятна общая тенденция. Потребности остались те же, но приобрели более широкий контекст. "Я есть" в более широком контексте, значит существовать не только для своих родителей, но и...

- Желание существовать, быть мне зависимости от того, стал ты кем-то или нет.
Слышал рассказ о директоре завода, который был еще вполне бодрячком, но когда его торжественно проводили на пенсию, умер через три дня. Потеря самоидентификации - страшная штука. Но, если бы он осознал, что существует только как директор завода, то увидел бы тленность такого существования и захотел бы быть в более широком смысле.

- Существовать в отношениях и вне их.
См. гениальный рассказ Чехова "Душечка". Героиня чувствует, что живет только тогда, когда она с кем-то. "Я есть" в отношениях, означает быть значимым для своего партнёра. "Я есть" в более широком контексте - знать, что выживешь, что сможешь собраться в кучу когда/если отношения закончатся, друзья про тебя забудут, а социум сбросит тебя на дно. Единожды осознав свою беспомощность трудно сдержать желание найти себя вне привычных связей, упрочить своё существование. Люди бросают жен, работу, едут в индийские ашрамы.

- Существовать вне деятельности.
Начиная с середины жизни количество возможностей только уменьшается. Будущего ощутимо становится меньше. А потом мы и вовсе умрём. Потребность в существовании толкает человека заниматься тем, что его переживёт. Писать книги, растить детей, делать что-то фундаментальное.

и.т.п.

Если обобщить, потребность существовать заставляет нас проходить одинаковый цикл. Разберем его на примере школы.
1. Пришел 1-го сентября в школу. Хаос, все что-то делают, усадили за парту. Как в ЭТОМ можно жить? Я в ЭТОМ существую?
2. Я ученик. От меня хотят, чтобы я сидел и слушал.
3. Есть школьная иерархия. Наверху директор, дальше учителя, потом тот верзила с кулаками, а где-то дальше я - обычный середнячок.
4. В школе можно получать оценки! В школе можно что-то узнать о будущей профессии. В школе можно дергать за косички Ленку!
5. Я понял, как устроена школа. Я могу существовать в школе.
6. А что будет, когда школа закончится?
6. Школа - тлен. Жизнь совсем не об этом.
7. Вне школы хаос, все что-то делают. Как в ЭТОМ можно жить? Я в ЭТОМ существую?

Мы всегда воспринимаем свое существование в каком-то контексте. Будь то школа, семья, профессия, власть на районе, изучение древних рун. И нам спокойно. Но как только мы осознали этот контекст, то одновременно осознали и ограниченность своего существования. В этот момент всё обращается в тлен, тоску и несуществование. Потребность быть всегда выталкивает человека наружу, во вне.

Если идти за удовлетворением потребности быть, рисование хуев на заборе может вытолкнуть тебя в более общий контекст, в каллиграфию, оттуда к изучению значений символов, оттуда в психологию и оглянуться не успеешь - а ты уже Юнг. Это процесс, в течении которого ты становишься все более умным и осознанным и в тоже время все сильнее осознаешь собственную ничтожность. Чем глобальнее контекст, тем меньше ты сам.

Сюрреалистическая фантазия на тему:


Казалось бы причём тут смысл? Но о том, при чём тут смысл и как этот смысл устроен я расскажу в следующей части. А пока - краткие итоги:

- Потребность осознавать и расширять свое существование изначально вшита в психику
- С возрастом эта потребность только возрастает

Comments

( 59 comments — Leave a comment )
mozgosteb
Apr. 24th, 2016 08:46 am (UTC)
А-ля андедовский пост получился. Тлен, смерть, картинки.
xarita
Apr. 24th, 2016 09:56 am (UTC)
Не, у тебя совсем другой подход. Ты не утверждаешь, а ищешь, задаешься вопросами, анализируешь ;) Не так всё безнадежно. :)
(no subject) - andeadd - Apr. 24th, 2016 11:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - xarita - Apr. 24th, 2016 11:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - andeadd - Apr. 24th, 2016 11:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Apr. 24th, 2016 11:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - xarita - Apr. 24th, 2016 11:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - andeadd - Apr. 24th, 2016 11:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - xarita - Apr. 24th, 2016 11:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Apr. 24th, 2016 11:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Apr. 24th, 2016 11:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - xarita - Apr. 24th, 2016 11:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - glukoff - Apr. 24th, 2016 04:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - xarita - Apr. 24th, 2016 04:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - glukoff - Apr. 24th, 2016 04:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - xarita - Apr. 24th, 2016 04:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - glukoff - Apr. 24th, 2016 04:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Apr. 25th, 2016 01:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - xarita - Apr. 25th, 2016 01:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Apr. 25th, 2016 01:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - xarita - Apr. 25th, 2016 01:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - xarita - Apr. 25th, 2016 01:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Apr. 25th, 2016 06:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - xarita - Apr. 25th, 2016 06:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - andeadd - Apr. 25th, 2016 05:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - xarita - Apr. 25th, 2016 05:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - andeadd - Apr. 25th, 2016 06:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - xarita - Apr. 25th, 2016 06:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Apr. 25th, 2016 06:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Apr. 25th, 2016 06:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - andeadd - Apr. 24th, 2016 11:28 am (UTC) - Expand
xarita
Apr. 24th, 2016 08:49 am (UTC)
Ура, ура! Наконец-то пост скоро закончится! :)

Edited at 2016-04-24 11:52 am (UTC)
mozgosteb
Apr. 24th, 2016 09:36 am (UTC)
Получил на почту все три варианта комментария, задумался об эволюции мысли, не заметил как слопал пол сковороды творожной запеканки.
(no subject) - xarita - Apr. 24th, 2016 09:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Apr. 24th, 2016 09:40 am (UTC) - Expand
brickinzewall
Apr. 24th, 2016 10:19 am (UTC)
Ну может "С возрастом эта потребность" и растет, но все же есть какой то возрастной предел, после которого старайся, или нет, но все равно уже мало дуплишь в происходящем :-)
mozgosteb
Apr. 24th, 2016 10:22 am (UTC)
Почему такой предел должен быть?
(no subject) - brickinzewall - Apr. 24th, 2016 10:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Apr. 24th, 2016 11:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - brickinzewall - Apr. 25th, 2016 02:58 pm (UTC) - Expand
andeadd
Apr. 24th, 2016 11:51 am (UTC)
"Мы всегда воспринимаем свое существование в каком-то контексте. Будь то школа, семья, профессия, власть на районе, изучение древних рун. И нам спокойно. Но как только мы осознали этот контекст, то одновременно осознали и ограниченность своего существования. В этот момент всё обращается в тлен, тоску и несуществование. Потребность быть всегда выталкивает человека наружу, во вне.
Если идти за удовлетворением потребности быть, рисование хуев на заборе может вытолкнуть тебя в более общий контекст, в каллиграфию, оттуда к изучению значений символов, оттуда в психологию и оглянуться не успеешь - а ты уже Юнг. Это процесс, в течении которого ты становишься все более умным и осознанным и в тоже время все сильнее осознаешь собственную ничтожность. Чем глобальнее контекст, тем меньше ты сам"

...соответственно, по мере развития и роста жить становится всё страшнее и страшнее, твоё "я" подвергается всё более и более серьезным испытаниям?
т.е. первой задачкой было: "докажи что ты есть, несмотря на то что ты занимаешь всего 1/10 известного тебе мира (мир = ты, папа, мама и 7 игрушек)", а последняя задачка: "докажи что ты есть, несмотря на то что ты занимаешь всего 1/1000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000 известного тебе мира"?
mozgosteb
Apr. 24th, 2016 12:07 pm (UTC)
Да, всё страшнее и страшнее. Тоска переходит в ужас. Однако, надежда все равно есть!
(no subject) - litera_dura - Apr. 24th, 2016 01:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Apr. 24th, 2016 02:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - litera_dura - Apr. 24th, 2016 02:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Apr. 24th, 2016 02:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - glukoff - Apr. 24th, 2016 04:22 pm (UTC) - Expand
radugaw
Apr. 24th, 2016 01:14 pm (UTC)
Тщусь, но не могу найти ничего грустного в посте. Оно там закладывалось ?)
mozgosteb
Apr. 24th, 2016 01:17 pm (UTC)
У меня есть один секрет! Тег "нытики". Если его нет, значит я толкаю разумное-доброе-вечное)
(no subject) - radugaw - Apr. 24th, 2016 01:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Apr. 24th, 2016 02:06 pm (UTC) - Expand
glukoff
Apr. 24th, 2016 04:23 pm (UTC)
серьезно.
mozgosteb
Apr. 25th, 2016 01:21 am (UTC)
Конечно! Тлен подступает. Мы встречаем его с показным юмороком, но ситуация от этого менее серьезной не становится.
negnii_shelest
Apr. 27th, 2016 02:29 am (UTC)
Поиск смысла жизни лишает жизнь смысла. Фильм "Зеро".
mozgosteb
Apr. 27th, 2016 03:16 am (UTC)
Рекомендуешь?
negnii_shelest
Apr. 27th, 2016 01:27 pm (UTC)
Если есть лишние 1,5 часа. Весь смысл фильма я уже написала :)
mozgosteb
Apr. 27th, 2016 01:30 pm (UTC)
Т.е. сама ты так не считаешь?
(no subject) - negnii_shelest - Apr. 28th, 2016 09:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - mozgosteb - Apr. 28th, 2016 11:49 am (UTC) - Expand
( 59 comments — Leave a comment )