mozgosteb (mozgosteb) wrote,
mozgosteb
mozgosteb

Category:

Смысл. Откуда он берется и куда девается. Часть первая.

Эпизодически слышу "жизнь не имеет смысла" или "смысла жизни не существует" и т.п. Пост является развёрнутым комментарием на тему. Поехали.



Откуда берется потребность в смысле?

Начну издалека, т.е. из детства. Еще до того, как воспитание успеет окончательно разъесть детскую психику, можно заметить, что у ребенка есть 4 ментальных потребности. Он нуждается в подтверждении от родителей того что:
- Он хороший
- Он любим
- Он способен (что-то сделать)
- Он есть (он существует)



С первыми трёмя должно быть всё понятно, насчет последнего может возникнуть вопрос. Как можно иметь первые три подтверждения, но не чувствовать, что "я существую"? А вот так: тебя хвалят, о тебе заботятся, забраться на шведскую стенку и собрать лего тоже вроде проблем нет, но при этом тебя: редко называют по имени, с тобой проводят мало времени, тебя не слушают и с твоим мнением не считаются. Т.е. для своих родителей ты не очень-то и существуешь. Нетрудно заметить, что когда не реализуется потребность "я есть", остальные тоже становятся каким-то не настоящими, т.е. реализация "я есть" питает все остальные потребности.

[Родителям на заметку]Родителям на заметку: по форме протеста протеста всегда можно определить, какую из потребностей дитё считает нарушенной. А если трудно определить форму протеста, можно всё понять по собственной реакции, ибо наше раздражение во всех 4-х случаях будет разным.

Эти 4 потребности не являются приобретенными или навязанными обществом. Они вшиты в психику с рождения. Когда мы вырастаем и (если) освобождаемся от влияния родителей, потребности развиваются, трансформируются и приобретают более общие формы.

"Я хороший" развивается в потребность в самоидентификации и необходимости стать чем-то через что мы определяем себя. "Я любим" из ниточки, ведущей к родителям, перерастает в паутину социальных связей и необходимость понять и занять своё место в мире. "Я могу" - в потребность знать свои возможности и ограничения.



Про "я есть" я умолчал, но уже понятна общая тенденция. Потребности остались те же, но приобрели более широкий контекст. "Я есть" в более широком контексте, значит существовать не только для своих родителей, но и...

- Желание существовать, быть мне зависимости от того, стал ты кем-то или нет.
Слышал рассказ о директоре завода, который был еще вполне бодрячком, но когда его торжественно проводили на пенсию, умер через три дня. Потеря самоидентификации - страшная штука. Но, если бы он осознал, что существует только как директор завода, то увидел бы тленность такого существования и захотел бы быть в более широком смысле.

- Существовать в отношениях и вне их.
См. гениальный рассказ Чехова "Душечка". Героиня чувствует, что живет только тогда, когда она с кем-то. "Я есть" в отношениях, означает быть значимым для своего партнёра. "Я есть" в более широком контексте - знать, что выживешь, что сможешь собраться в кучу когда/если отношения закончатся, друзья про тебя забудут, а социум сбросит тебя на дно. Единожды осознав свою беспомощность трудно сдержать желание найти себя вне привычных связей, упрочить своё существование. Люди бросают жен, работу, едут в индийские ашрамы.

- Существовать вне деятельности.
Начиная с середины жизни количество возможностей только уменьшается. Будущего ощутимо становится меньше. А потом мы и вовсе умрём. Потребность в существовании толкает человека заниматься тем, что его переживёт. Писать книги, растить детей, делать что-то фундаментальное.

и.т.п.

Если обобщить, потребность существовать заставляет нас проходить одинаковый цикл. Разберем его на примере школы.
1. Пришел 1-го сентября в школу. Хаос, все что-то делают, усадили за парту. Как в ЭТОМ можно жить? Я в ЭТОМ существую?
2. Я ученик. От меня хотят, чтобы я сидел и слушал.
3. Есть школьная иерархия. Наверху директор, дальше учителя, потом тот верзила с кулаками, а где-то дальше я - обычный середнячок.
4. В школе можно получать оценки! В школе можно что-то узнать о будущей профессии. В школе можно дергать за косички Ленку!
5. Я понял, как устроена школа. Я могу существовать в школе.
6. А что будет, когда школа закончится?
6. Школа - тлен. Жизнь совсем не об этом.
7. Вне школы хаос, все что-то делают. Как в ЭТОМ можно жить? Я в ЭТОМ существую?

Мы всегда воспринимаем свое существование в каком-то контексте. Будь то школа, семья, профессия, власть на районе, изучение древних рун. И нам спокойно. Но как только мы осознали этот контекст, то одновременно осознали и ограниченность своего существования. В этот момент всё обращается в тлен, тоску и несуществование. Потребность быть всегда выталкивает человека наружу, во вне.

Если идти за удовлетворением потребности быть, рисование хуев на заборе может вытолкнуть тебя в более общий контекст, в каллиграфию, оттуда к изучению значений символов, оттуда в психологию и оглянуться не успеешь - а ты уже Юнг. Это процесс, в течении которого ты становишься все более умным и осознанным и в тоже время все сильнее осознаешь собственную ничтожность. Чем глобальнее контекст, тем меньше ты сам.

Сюрреалистическая фантазия на тему:


Казалось бы причём тут смысл? Но о том, при чём тут смысл и как этот смысл устроен я расскажу в следующей части. А пока - краткие итоги:

- Потребность осознавать и расширять свое существование изначально вшита в психику
- С возрастом эта потребность только возрастает
Tags: По делу, Психо
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 59 comments