mozgosteb (mozgosteb) wrote,
mozgosteb
mozgosteb

Categories:

Теория сна



Я не склонен мистифицировать сны и наделять то что я в них вижу особым смыслом. Но, так уж повелось, в отличие от многих людей я легче вспоминаю что мне приснилось и помню больше деталей. Из-за этой способности механика сна, которая по идее должна быть скрыта от зрителя, оказывается у меня на виду. Сюжет сна по сути простое прокручивание в мозгу сценария который не доступен или не желателен в реальной жизни, но опыт его прохождения зачем-то требуется подсознанию. Например, в детстве мне часто снилось как меня съедает крокодил или дракон. В сказках часто кто-то кого-то ест и казалось важным научиться не поддаваться панике когда тебя жрут. Ну и вообще, посмотреть как это действо происходит с видом от первого лица. Подсознанка пробует всё без разбора. Можно узнать как распорядиться выигрышам в лотерею или наоборот, что делать если проиграл все деньги и тебя уже везут багажнике в лес, как спасти мир от нашествия инопланетян и насколько стыдно будет после того как изменишь жене. Думаю, это у всех так. Теперь о менее очевидном.

Если сразу после того как проснешься пытаться вспомнить сон во всех деталях, скорее всего сразу не получится. Но если заниматься этим регулярно, то через какое-то время начинаешь вспоминать не только сюжет сна, то и то КАК он сделан и ИЗ ЧЕГО он сделан. Подсознанка берет все что оказывается под рукой. Если по сюжету требуется комната, но для сценария не важно какая именно это будет комната, то берется первая попавшаяся, например офис с работы. Берется диван из дома, люстра из детской в доме родителей и шкафчик из недавно увиденного по телевизору мультика. На роль человека можно взять знакомого или голливудского актёра или собирательный образ из бывших девушек, кто там в воспоминаниях окажется ближе. Если по ходу сна актер не справляется - заменяем ему голос, пол, лицо на другие из других воспоминаний под нужды сюжета. Всё нормально, зритель хавает. Лень режиссера особенно очевидна если для сюжета требуется какая-то сложная абстракция, которой в готовом виде нет, например, гениальная идея или смешная шутка. Выход прост. Берем любой случайный набор слов и подписываем "гениальная идея" или "очень смешная шутка". Удивительно, но работает. Обычно люди не помнят содержание сонных гениальных озарений или сонных остроумных диалогов. Я помню почти всегда. Иногда этой халтуры просто передергивает. Я помню эти бессмысленные фразы, помню откуда в сон попали те или иные вещи, люди и очень часто могу воссоздать сон со всем использованным реквизитом. Могу сказать - это из дома, это с работы, это не помню точно откуда, но вроде из детства, это из книжки, это из фильма, а это вообще из прошлогоднего сна.

До определенного момента я думал что подсознанка вообще напрягается по минимуму и ничего не конструирует без причины. И вообще, что я всё про свои сны понимаю. А потом кое-что случилось. Проснувшись однажды утром я стал гонять в голове длинный сон, в котором я "прожил" пол-жизни. Я знал что подсознанка не будет моделировала всю жизнь, а только пустит в определенных местах титры "прошло 5 лет". Но в этот раз что-то пошло не так. Я не смог вспомнить всё (как не могу вспомнить и всю свою реальную жизнь), но глубина проработки просто поражала. Когда я начинал вспоминать отдельных людей из сна, места, предметы всплывала просто туча подробностей. У всего была своя история, своя география. Местами бредовая, но довольно связная и непротиворечивая. Я жил в мансарде на Петроградке. Под окном постоянно ездили трамваи, мешая спать. Я мог сказать когда я сюда переехал и почему. Как я выбирал мебель. Кто бывал у меня в гостях. Углубляясь в фальшивые воспоминания, я ожидал что в конце концов приду к источнику - реальным впечатлениям из реальной жизни. Но точки опоры я не находил. Это было одновременно пугающим и захватывающим. К сожалению, как это обычно происходит со снами, через час воспоминания стали выветриваться и я запомнил только те ассоциативные дорожки по которым успел пробежаться после пробуждения, хотя и этого было достаточно чтобы основательно задуматься.

Не буду томить, корни фальшивых воспоминаний в конце концов нашлись. Они нашлись в других снах. Оказалось, что отработанные сценарии из старых снов не просто выбрасывались на свалку подсознания. То есть выбрасывались, но кто-то целенаправленно копался на этой свалке, выбирая места и истории подходящие другу логически чтобы создать цельную непротиворечивую вселенную хрен знает с какой целью. Позже, я много раз оказывался в этом мире и каждый раз просыпаясь и занимаясь инспекцией сна я только уточнял детали мира и мою личную история в нём. С какой целю подсознанка создала эту штуку я не знаю и практического смысла, в отличие от других снов, не вижу.

Не в силах разгадать эту загадку, через какое-то время я потерял интерес к воображаемой вселенной. Сны относящиеся к моей альтернативной жизни продолжали иногда сниться, но я не уже не заострял на них внимание. Но сегодня утром я произошло кое-что еще, заставившее меня беспокоиться. Я узнал что подсознанка начала конструировать еще один альтернативный Петербург и еще одного альтернативного мозгостёба. Или не начала, а уже давно этим занимается, просто я только сейчас заметил. В новой истории столько душераздирающих и очень личных подробностей что я даже не знаю стоит ли хоть что-то о ней писать. Такие дела.

P.S. Уже давно не могу ассоциировать себя с автаркой. Надо сменить, но не могу выбрать на что.
Tags: Наблюдения, Поток сознания, Психо
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments