?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Прошлое

Прошлое - одна из интересных тем нашей личной философии. Можно относиться к прошлому по-разному, считать его важным или несущественным, видеть свой опыт обузой или богатством, но, если отбросить мелочи, то именно в прошлом содержится ответ на вопрос “кто мы есть”, именно благодаря прошлому, благодаря пройденному пути мы стали кем-то, пришли именно в эту точку, а не в какую-то другую. Я попробую рассказать, какими могут быть индивидуальные отношения между человеком и его прошлым.
Чтобы проиллюстрировать типы взаимоотношений возьмем в качестве аналогии литературу - пусть наше прошлое будет книгой. Тогда мы сами можем занять одну из четырех позиций: автор, летописец, критик или читатель.

Позиция автора

Для автора прошлое - это область самореализации. Его внутренний вопрос “кто я есть” практически всегда трансформируется в “кем я хочу быть”. Человек с такой активной позицией по отношению к своему прошлому действует подобно автору, пишущему книгу своей жизни - он формирует себя в соответствии со своей задумкой - приобретает опыт, пусть бесполезный или даже опасный, но, главное - интересный. Мои года - моё богатство. Автор, это такой человек, который на любое, даже драматическое,  событие своей жизни смотрит - осознанно или нет - еще и с точки зрения его художественных достоинств. Он могут пустится в авантюру просто потому, что это будет изящный сюжетный ход, который украсит или же просто сделает интереснее его “жизненный путь”.

Автор видит в минувшем мотив для действия, хорошо чувствует что надо сделать для того чтобы завершить начатые когда-то процессы. У такого подхода есть и обратная сторона - прошлое чрезвычайно требовательно к автору. Он часто не может “оставить в покое” не завершенные до логического конца ситуации из прошлого. Он уверен, что если “на сцене в первом акте висит ружьё - оно обязательно выстрелит”. В то же время, в большинстве случаев, философия автора дает ему уверенность, что “всё можно исправить” - новая страница, новый шанс.

Наверное, главное в авторе, это подсознательная уверенность в том что ответ на вопрос “кто я” - его и только его задача. Он уверен что задача ему под силу. “Я - автор. Это моя книга.” Чужие мнения не будут восприниматься всерьез, автор уверен что только он знает кто он на самом деле.

Позиция летописца

Летописец, в отличие от автора находится в наблюдательной позиции. Он не придумывает, не самореализуется, он фиксирует. Если для автора прошлое - это область целей, то для летописца прошлое - это инструмент. Самореализация летописца лежит где-то вне области прошлого, вне ответа на вопрос “кто я есть”.

Если автор формирует свою историю, то летописец своей историей пользуется. У него хорошая память, он обладает способностью видеть в прошлом источники нынешних событий или аналогии с тем что происходит сейчас. Летописец воспринимает прошлое как нечто естественное, чего не нужно менять, но в то же время - как бесконечную кладовую знаний о мире. Он любит поговорить, повспоминать прошлое в компании с другими людьми, оно для него бесконечный источник информации и радости. При этом он не зациклен на собственном прошлом, с охотой вспоминает и о других людях, слушает о них.

Прошлое - это инструмент. Летописец знает свои качества, знает свои задатки. Это позволяет ему определять на что он способен, а на что нет. Он достаточно легко поднимает старые связи и пользуется ими, никогда не забывает удачный или неудачный опыт.

Прошлое летописца не требовательно к нему, ему не обязательно отвечать на вопрос “кто я”, не обязательно думать кем он хочет стать, не обязательно завершать начатое. Прошлое - для него лишь инструмент для достижения целей, но инструмент надежный, инструмент любимый, которым летописец пользуется часто, с удовольствием, по поводу и без.

Позиция критика

Для критика прошлое - это его судья. Прошлое - критерий, по которому критик оценивает, правильно ли он живет. “Кто  я?” - это острый, практически больной вопрос, который критик будет пересматривать с каждым новым опытом, желает он того или нет. Боль - основная негативная эмоция прошлого, частый спутник критика. Прошлое редко дает критику положительную оценку, оно скорее выполняет роль ограничивающего фактора, чаще отвечает на вопрос “кем я не должен быть”, нежели чем на “кто я”.

В отличие от автора, критик не может выбрать кем он хочет быть. В его философии история уже написана, она статична, критик не может ничего изменить, он способен лишь судить её. Совершив нечто, что ему не по душе (путь даже пустяк), критик может долго пережевывать это в себе, не важно, было ли действие случайным или намеренным, был ли иной выход или нет. Быть судимым, даже если судимым самим собой - неприятно. В качестве ошибочной стратегии критик часто старается отделить себя от своего прошлого - редко общается с семьей, без сожаления рвет ненужные контакты, любую неприятную ситуацию предпочитает скорее забыть, нежели уладить.

В действительности, использование прошлого как критерия, как судьи, может стать мощным инструментом в руках критика. Не у каждого в жизни есть такие четкие ориентиры, не каждый способен обернуться назад и увидеть важные уроки. Кто-то может их не заметить, но критик, в силу своего восприятия просто не способен проигнорировать важный опыт. Если критик не отворачивается от прошлого, прислушивается к внутреннему судье - он чувствует удовлетворенность и целостность, получает больше энергии для своей самореализации.

Позиция читателя

Для читателя прошлое - это ресурс, топливо, разменная монета. Он не считает прошлое важным, он игнорирует поиски ответа на вопрос “кто я”, чтобы оставить себе силы для ответы на другие, более важные в своей личной философии вопросы. Читатель не творит свою историю и не критикует её. Так как прошлое тесно связано с самоидентификацией, то читатели часто воспринимаются со стороны как “тёмные лошадки” - можно общаться с ними много лет, но так до конца и не понять, что это был за человек. Впрочем, читатель и сам этого не понимает.

Читателю трудно пользоваться своим “багажом”, выделить полезный опыт, понять, обладает ли он теми или иными качествами. Читатель как бы отстранен от своего прошлого - это не его книга, и не его обязанность писать туда новые главы. В тоже время, читатель охотно взаимодействует с дружественным автором, позволяет пользоваться своими качествами, навыками, знакомствами - это позволяет полнее раскрыться прошлому читателя в своем истинном предназначении, ведь читатель (осознано или нет) жертвует своим прошлым ради чего-то более важного и ему важно чтобы жертва была не напрасной.


1. О том, как с этим жить будет написано чуть позже
2. Да, это маленький кусочек темпористики